понедельник, 8 февраля 2021 г.

"Малый" флот пароходства



Из истории флота УДП 
В начале 2012 года сотрудники музея УДП закончили оформление нового, ранее не представленного в экспозиции раздела, посвященного служебно-вспомогательному флоту. Экспозиция содержит ряд фотографий и документов, освещающих историю служебно-вспомогательного флота, начиная с первых лет основания пароходства. 

С вводом в строй линейных буксиров, в состав флота Дунайского пароходства в 1944 году включалось большое количество служебно-вспомогательного и технического флота. Он был необходим для обеспечения стабильной работы речных судов, служебного сообщения между портами, доставки грузов и товаров народного потребления в населенные пункты, не имеющие нормальных сухопутных сообщений, приведения фарватеров в судоходное состояние и всего того, что в силу своей специфики не в состоянии выполнить линейный флот. 

Со временем служебно-вспомогательный флот (СВФ) СДГП выделился в отдельное подразделение и был разбит на группы по назначению. 

Количественный состав СВФ изменялся практически каждый месяц, и окончательно он сформировался к 1950 году. По своей внутренней структуре и организации служебно-вспомогательный флот представлял собой как бы пароходство в пароходстве: состав СВФ охватывал практически всю номенклатуру судов – сухогрузные и пассажирские, разъездные и водолазные, самоходные и несамоходные, понтоны и дебаркадеры, плавкраны, аварийно-спасательные и многие другие. 



С середины 60-х годов началось пополнение новыми судами портового буксирного флота. Также в состав СВФ переводились линейные речные буксиры, техническое состояние которых не позволяло выполнять дальние рейсы по Дунаю, три сборщика льяльных вод и два нефтемусоросборщика, большое количество плавучих кранов и других перегружающих сооружений. Группу судов, без которых невозможна деятельность транспортного флота пароходства, составляли суда-снабженцы, бункеровщики и водолеи. 

Одновременно с поступлением большого количества флота происходил и его отток. Основными причинами убывания являлись большой возраст, износ корпуса и механизмов, неприспособленность некоторых судов к специфике дунайских портов. В этом случае суда передавались в другой порт или ведомство. 



Настоящее развитие технический флот СДГП получил в конце 50-х – начале 60-х годов, когда велись работы по открытию канала Прорва и поддержанию на нем проходных глубин. К имеющимся в то время трофейным землечерпалкам «Таймыр» и «Канин» добавились новые землесосы. В 1961 году поступил многочерпаковый земснаряд «Чукотка», в 1962-м – землесос «Камчатка». Кроме земснарядов, в составе технического флота находились семь несамоходных грунтоотвозных шаланд, три буксира, три брандвахты и один плавкопер. 

Важным звеном в составе СВФ СДГП был гидрографический флот. В 1961 году при расформировании Дунайской военной флотилии пароходству были переданы обстановочные и промерные катера «Гидрограф», «Створ», «Промерный» и другие. В середине 60-х началось постепенное обновление гидрографического флота. 



В 1967 году Дунайская комиссия приняла «Основные положения о плавании по Дунаю» – началась подготовка к переходу на единую систему навигационного ограждения. В ней были задействованы промерно-изыскательная партия и весь гидрографический флот СДП, который за 10 лет, начиная с 1961 года, выполнил огромный комплекс работ. 

В 1994 году по приказу Минтранса Украины весь технический и гидрографический флот УДП был передан государственному предприятию «Укрводпуть». 



В то время, когда организовывалось пароходство, началась расчистка фарватера Дуная от затонувших судов для обеспечения безопасного плавания речного флота. С этой целью в Измаил прибыли специалисты по судоподъему и водолазы. Организованная группа экспедиции подводных работ особого назначения была подчинена командованию Дунайской военной флотилии. Отряд Белова (так называлась группа судоподъема, Белов – военный инженер-майор) насчитывал восемь групп – около 40 человек военных водолазов. В качестве водолазных судов использовались в основном тральщики. 16 июля 1945 года в пароходство прибыл отряд водолазов из 44 человек – выпускников Балаклавской водолазной школы. В конце 1946 года вступили в строй судоподъемники «Киев-1» и «Киев-2». Корпуса этих судов были построены в 1941 году на Киевском судостроительном заводе «Ленинская кузница» как морские грунтоотвозные шаланды. Во время оккупации немецкими войсками они были оборудованы ручными лебедками по 16 на каждом борту и приспособлены для судоподъемных работ. Отступая, немецкие войска увели суда в Линц. Два катера Дунайской военной флотилии под покровом ночи, выйдя из Корнойбурга и незаметно подойдя к причалу Линц, где были ошвартованы «Киев-1» и «Киев-2», обрубили концы и, взяв их на буксир, благополучно доставили в Корнойбург и передали судоподъемному отряду СДГП как собственность СССР. 



С начала 60-х годов началось пополнение и обновление водолазного флота: были получены новые рейдовые водолазные боты «Тайфун», «Муссон», «Пассат». На смену «старой гвардии» водолазов пришли молодые. Многие из них принимали участие в сложных и ответственных судоподъемных операциях. Кроме судоподъемных работ в 70-80-х гг. водолазные станции принимали участие в строительстве гидросооружений в портах Рени, Измаил, Килия. В это время происходит очередное обновление водолазного флота. 

Большой объем работ был выполнен в период с 1991 года: аварийно-спасательные работы в Сулинском канале на теплоходе «Росток», подъем затонувшей баржи УДП с грузом металла в Венгрии. Самая крупная и уникальная судоподъемная операция была проведена в 1994 году, когда потерпевший аварию теплоход «Зерноград» был снят со стенки камеры шлюза Габчиково. 



Одна из групп СВФ – суда, предназначенные для служебных поездок работников пароходства. Первым таким судном для начальника СДГП Ф.А. Матюшева был разъездной катер «Гроза», позже для Л.Я. Капикраяна – «Шторм», «Зенит». Новый представительский катер «Зенит» был получен с Корнойбургской судоверфи в 1960 году, имел спальные каюты и более высокую степень комфорта. Позднее для служб пароходства были получены катера «Орлан», «Радуга» и «Юнга». 

В составе СВФ числились также суда необычного назначения: брандвахты и плавгостиницы. Известный всем морякам теплоход «Сиваш» – бывший линейный буксир, который сегодня служит плавпричалом и брандвахтой для подменной команды самоходного флота. 

По материалам музея УДП. 

Фото со стендов музея.

Читайте также