пятница, 2 сентября 2022 г.

Выпускники Херсонского мореходного училища в Дунайском пароходстве

Встреча через 20 лет.


5 сентября 1972 года в Измаил прибыла группа речных судоводителей четвертого выпуска «дунайцев» Херсонского мореходного училища ММФ. В этом году этому событию исполняется 50 лет.

Немного осталось от группы в 24 человека.

Начинали выпускники в пароходстве как все, с должности матросов, затем рулевых, третьих помощников и так далее. Многие не выдержали естественного отбора и разъехались по родным местам. Первым из выпуска капитаном на теплоходе «Русе» стал С.В. Николаенко.

На мостике теплохода «Русе».


Затем подтянулись и остальные. На встрече выпускников в 1992 году, через двадцать лет, из тех, кто остался в пароходстве, почти все уже работали капитанами. Это С.В. Николаенко, А.С. Кравченко, М.С. Мойченко, В.Е. Булаивский, Г.К. Досковский, Н.З. Семенюк, старший помощник В.Н. Зозуля.

За эти годы пароходство достигло своего расцвета, были освоены: метод толкания речных караванов как вверх, так и вниз по Дунаю круглосуточно; безлоцманская проводка на всех участках Дуная; вождение безэкипажных караванов.

Рейсооборот Измаил-Линц-Измаил совершали за 17-19 суток. Были построены новые речные суда. Один из них - «Капитан Илюшкин» - принимал выпускник ХМУ капитан А.С Кравченко.

«Херсонцы» принимали самое активное участие в развитии пароходства: перенимали накопленный судоводителями опыт, осваивали новые суда и новый участок - канал Рейн-Майн-Дунай, современную технику судовождения и сами передавали свой опыт новому поколению судоводителей.

К сожалению, с 1991 года ситуация поменялась. Мы, вместе со всеми работниками пароходства, были вынуждены бороться за его выживание, преодолевать Югославский кризис и войну, Вуковар и разрушенные мосты Нового Сада. 

А начиналось все с того, что в 1965 году СДП, через Министерство морского флота, заказало в Херсонском мореходном училище ММФ подготовку речных специалистов для пароходства. Это было вызвано вводом в действие большого количества вновь построенных речных судов и потребностью пополнения корпуса речных судоводителей. В училище на первый курс была набрана дополнительная группа «Дунайцев» для работы на Дунае по совмещению специальностей (судоводитель – судомеханик). В учебный план наряду с общими морскими дисциплинами входило изучение немецкого языка (вместо английского), а также ряд специальных дисциплин: лоция, судовождение и правила плавания на внутренних водных путях, судовые силовые установки, судовые вспомогательные механизмы и электрооборудование судов и др.

Предусматривалась и проводилась плавпрактика на судах пароходства.Такие дисциплины как лоция и судовождение на ВВП преподавали капитаны, прибывшие из пароходства: В.И. Ганин, А.Г. Голынский, В.М Усов.

Уже после третьего курса в училище курсанты получали удостоверения рулевого-моториста, а после завершения четырехлетнего курса обучения, наряду с учебным дипломом техника – судоводителя вручались рабочие дипломы 3 помощника капитана и 3 механика всех групп судов речного флота.

Первый выпуск «херсонцев» прибыл в СДП в 1969 году. Среди них будущие капитаны Е. Черкасов, В. Кислый, В. Журба, А. Дряхлов, А. Овчатов, А.Грушак, Д. Пужаков и другие.

Каждый год в течении 7 лет прибывали выпускники ХМУ для работы на речных судах. По-разному сложилась их судьба, но связь с пароходством не прекращалась никогда. Работали в СДП/УДП капитанами такие выпуски «херсонцев»:

Ганин В.И.


2 выпуск - Гринько В., Нудненко В., Малыхин А., Довгань А., Лазута Б., Кучер Б., Погорелов А. (1970 год);

3 выпуск - Мицкевич Ю., Свиридюк Д., Захаров А., Рудченко В., Антипов И., Фролов Ю., Корнеев А., Левашов Н. (1971 год);

4 выпуск - Николаенко С., Кравченко А., Мойченко М., Булаивский Е., Досковский Г., Семенюк Н. (1972 год);

5 выпуск - Зайцев В., Надеин В., Чук В., Харалампиди Н., Никитин В., Заяц Д. (1973 год);

6 выпуск - Финкевич П., Гармаш С., Руденко Ф., Смирнов В., Головской С., Почепинский С., Величко М., Гнесь С., Пивень А., (1974 год);

7 выпуск - Атавин Б., Коханенко А., Чаплынский Ю., Олейник Ю., Копчинский Ю., Осадчий А. (1975 год).

Многие из выпускников продолжают работать вплоть до сегодняшнего дня.

Из книги воспоминаний
Геннадия Досковского.

Читайте также