Владислав Андреевич Домбровский – из тех специалистов, чей трудовой путь в пароходстве вмещает целую эпоху: на его глазах и при непосредственном участии осуществлялись значимые для предприятия проекты.
Тяга к моделированию и конструированию у него появилась еще в школьные годы, когда он посещал кружок судомоделизма. Он вспоминает, как со своим другом Володей Свердловым вместе сделали радиоуправляемую модель судна, которая заняла призовое место на конкурсе во Львове. Так появилась задумка строить суда.
Сразу после школы Владислав Домбровский пошел работать, а в 1958 году поступил на кораблестроительный факультет ОИИМФа. На последнем курсе создал семью с Лианой Домбровской, студенткой того же факультета. Поэтому при выборе места распределения супруги в немалой степени ориентировались на предприятие, где молодых специалистов обеспечивали жильем. Кроме того, брат жены Владислава Андреевича, работавший на Килийском судоремзаводе, много хорошего рассказывал как о производстве, так и о людях. Как Владислав Домбровский смог по приезде убедиться, специалисты на заводе были высококвалифицированные, толковые, со многими из них он по сей день поддерживает связь.
На КСРЗ он два года проработал технологом, мастером, старшим мастером корпусного цеха. Завод в то время бурно развивался, кроме судоремонта, появились мощности для судостроения, а у специалистов возможность реализовать свои технические задумки.
Спустя два года Владислав Домбровский в связи с производственной необходимостью был переведен в Измаил – старшим инженером-конструктором корпусной группы ПКБ. Бок о бок с ним трудилась жена. Вскоре он возглавил корпусную группу, заочно поступил в аспирантуру для повышения квалификации и усовершенствования в специальности.
Накопленный опыт помогал решать вопросы любой сложности. К примеру, в те годы им была разработана схема по перевозке прокатного стана из Братиславы в Мариуполь на морских баржах. Транспортировка прошла успешно, и до 1998 года пароходство занималось перевозками негабаритного (тяжеловесного и длинномерного) оборудования.
В конце 70-х в ПКБ был разработан вариант однопалубного лихтеровоза с погрузкой на плаву. Разработчик – молодой специалист – получил свидетельство об изобретении. В это время в стране получила развитие идея строительства лихтеровозов на финской судоверфи «Хельсингин Телакка» (А/О «Валмет») для В/О «Судоимпорт. Туда и был направлен Владислав Домбровский для участия в разработке и строительстве лихтеровозов типа СИ-БИ. Он решал технические вопросы, возникающие в процессе проектирования и строительства судов, выполнял работу по рассмотрению и согласованию рабочей документации, а также приемке лихтеровозов, вносил новые конструктивные решения, подходящие для нужд СДП. Умел находить деловой контакт с техническим персоналом фирмы и судовыми экипажами, уделял внимание сбору технической информации. За это время успел выучить финский язык, что помогло в налаживании деловых связей.
После возвращения в 1980 году В.А. Домбровский был направлен на КССРЗ на должность главного инженера, занимался в том числе приемкой оборудования для Килийского лихтеровозного цеха. Спустя три года вернулся в СДП – заместителем начальника ССХ. В 1985-м ему предложили должность начальника техотдела Измаильского СРЗ в связи с необходимостью внедрения новых технологических процессов постройки и ремонта судов, расширения системы подготовки к ремонту с применением предремонтной дефектации.
С 1988-го он – заместитель начальника техотдела СДП. В 1990 году выезжал в Лиссабон для согласования технических решений на строительство на португальской верфи судов СДП типа «Измаил».
С 2000 года Владислав Домбровский – инженер отдела управления качеством и стандартизации, с 2002 – ведущий инженер сектора обеспечения системы качества и стандартизации отдела системы управления безопасностью и качеством СБС. Как специалист отдела, участвовал в работе по внедрению МКУБ и Международных стандартов системы управления качеством серии ИСО, требующей высокой квалификации.
В 2005 году Владиславу Андреевичу поступило предложение от тогдашнего руководителя УДП Петра Суворова возглавить новосозданный факультет Одесской морской академии в Измаиле. После окончания полномочий декана он продолжает трудиться в Дунайском институте Национальной академии «ОМА» старшим преподавателем кафедры инженерных дисциплин. К слову, руководит кафедрой его дочь Татьяна.
Владислава Андреевича отличают трудолюбие и работоспособность, творческий подход к решению любого вопроса, постоянная работа над изучением специальной технической и экономической литературы, доброжелательное отношение к людям, желание поделиться с ними своими знаниями. За трудовой вклад он отмечался почетными грамотами, благодарностями УДП и поощрениями за рацпредложения.
6 сентября Владислав Андреевич отметил 80-летний юбилей. Его многочисленные коллеги и друзья желают ему крепкого здоровья, бодрости, семейного тепла и заботы, благополучия!
Татьяна Котовенко