четверг, 14 марта 2019 г.

Потенциал и проблемы ЧАО «Украинское Дунайское пароходство» в реализации стратегии ЕС для дунайского региона

Дмитрий Чалый,
председатель Правления 
ЧАО «Украинское Дунайское пароходство»

Чалый
Дмитрий Чалый

Морской и речной транспорт – одна из базовых отраслей экономики Придунайского региона. Его стабильное и эффективное функционирование является одной из важных составляющих обеспечения экономической стабилизации, устойчивого развития украинского участка Придунайского региона и повышения уровня жизни его населения. Особого внимания заслуживает расположение Придунайского региона Украины на пересечении важнейших международных путей из Европы в Азию, которое способствует реализации потенциала морского и речного транспортного комплекса, в частности дунайского судоходства. На Дунае расположены три украинских морских порта – Рени, Измаил и Усть-Дунайск, которые могут быть точками роста транзита по трансъевропейскому транспортному коридору, проходящего в сообщении через водные пути Майна и Дуная.

Ведущей транспортной судоходной компанией в Дунайском регионе и важным звеном трансконтинентального транспортного маршрута Рейн-Дунай является ЧАО «Украинское Дунайское пароходство» (УДП).

Стратегия ЕС для Дунайского региона


Стремление к интеграции в ЕС обязывает Украину учитывать общеевропейские тенденции, в частности, подходы ЕС к развитию экологического, безопасного и эффективного водного транспорта.

К 2020 году ЕС планирует увеличить имеющуюся долю рынка перевозок водным транспортом на 10%, что по расчетам должно обеспечить экономию транспортных расходов грузовладельцев до 2 млрд. евро в год. При этом в рамках Стратегии Евросоюза для Дунайского региона определено увеличение грузопотоков при перевозках по р. Дунай к 2020 году на 20% за счет модернизации дунайского флота, инвестирования в инфраструктуру Дуная, каналов, протоков, координации национальной политики придунайских стран, поддержки Дунайской Комиссии, развития портов в логистике мультимодальных центров, улучшения комплексного управления водными путями р. Дунай и прочее.

Интерактивная карта транспортного коридора «Рейн–Дунай» сети TEN-T
(Доступна по ссылке TENtec Interactive Map Viewer)


В рамках нынешнего подхода к развитию транспортной инфраструктуры и Трансъевропейской опорной транспортной сети (TEN-T) определены девять транспортных коридоров: два в направлении Север-Юг, три в направлении Восток-Запад, а также четыре диагональные транспортные коридора. В направлении территории Украины проходит транспортный коридор «Рейн–Дунай» в сообщении через водные пути Майна и Дуная, с ответвлением от Мюнхена до Праги, Жилины, Кошице и до украинской границы. TEN-T является проектом Европейского Союза и охватывает основные транспортные маршруты в рамках ЕС с целью выравнивания дисбаланса между уровнем развития транспортных сетей государств-членов.

Согласно основным целям Стратегии ЕС для Дунайского региона относительно развития водного транспорта применение нашли следующие принципы:

• обеспечение свободного и открытого для перевозок грузов и пассажиров судоходства без дискриминации по признакам гражданства лиц и национальной принадлежности судов на основе взаимной экономической выгоды от транспортной деятельности в сфере применения Конвенции о режиме судоходства на Дунае;

• создание на Дунае, определенному как общеевропейский транспортный коридор Рейн-Дунай, эффективного и конкурентоспособного маршрута транспортировки грузов и пассажиров;

• эффективная интеграция транспортного коридора Рейн-Дунай в сеть других общеевропейских водных путей и транспортных коридоров, что формируют устойчивые экономические связи по направлениям Восток-Запад, Север-Юг.

В то же время, Стратегия ЕС для Дунайского региона решает вопросы взаимодействия важного для УДП приоритетного направления 1а (внутреннее судоходство) и направления 1b (автомобильный, железнодорожный транспорт) Стратегии, то есть сочетания внутреннего водного транспорта с автомобильным и железнодорожным для достижения синергии транспортного комплекса Дунайского региона.

Создание к 2020 году эффективных мультимодальных терминалов в речных портах вдоль Дуная и его судоходных притоков с целью эффективного сочетания внутренних водных путей, железнодорожного транспорта и автомобильных дорог является одной из приоритетных задач Стратегии ЕС для Дунайского региона.

Сегодня в этом контексте реализуется ряд разработанных в ЕС перспективных программ и проектов по развитию европейского внутреннего водного транспорта, которые касаются дунайского судоходства, таких как «NAIDES», «PLATINA», «TEN-T», «EDDINNA», «NEWADA», «NELLI», «WANDA» и т.д., но они не предусматривают участия Украины. В частности, украинский участок Дуная (ни Килийское устье, ни выход в Черное море через устье Быстрое) в настоящее время проектами не предусмотрен. Так, коридор Рейн-Дунай заканчивается в румынском искусственно выпрямленном канале Сулина (Сулинское устье Дуная) в порту Сулина.

Проблемы международного дунайского судоходства


В течение последних двух десятков лет выход к Черному морю через украинскую часть р. Дунай постепенно терял свое значение. На международных мероприятиях различного уровня, касающихся проблем Дунайского транспортного пути, единственно рассматривается и анализируется сквозной путь Дунай-Черное море только через румынские каналы – Сулинский и Черновода–Констанца. В прежние годы в транзитном дунайско-морском сообщении только через украинские порты Усть-Дунайск, Измаил и Рени ежегодно перевозилось более 1 млн. тонн грузов в порты Средиземноморья и в обратном направлении. В настоящее время румынский порт Констанца ежегодно переваливает на р. Дунай больше 10 млн. тонн грузов и является практически неиссякаемым источником грузопотоков в направлении вниз и вверх по р. Дунай.

На этом фоне актуальным является вопрос приведения в соответствие с требованиями настоящего времени правового режима международного судоходства по Дунаю. Должны быть подтверждены и надлежащим образом обеспечены принципы свободы международного торгового судоходства по Дунаю и принцип недопущения дискриминации судов по мотивам их национальной принадлежности.

Основные существующие проблемы международного дунайского судоходства сегодня могут быть разделены на две основные группы – проблемы обеспечения навигационных условий и проходных глубин и проблемы обновления дунайского флота. При этом проблемы «украинской составляющей» дунайского судоходства довольно схожи: старение флота, техническая отсталость дунайских портов, износ основных фондов для перегрузки грузов, отсутствие достаточных глубин глубоководного судоходного хода (ГСХ) Дунай – Черное море на украинской части дельты реки Дунай.

Развитие водного транспорта Украины в соответствии со Стратегией ЕС для Дунайского региона


Сегодня вопросы развития транзитного потенциала Украины и участия в этом процессе УДП имеют еще более актуальность в связи с действием Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, в котором содержится ряд положений относительно работы предприятий морской и речной отрасли. Например, раздел 7 части 6 Соглашения определяет принципы либерализации сектора транспортных услуг. Так, в отрасли международных морских перевозок устанавливается режим наибольшего содействия судам, которые ходят под флагами Украины или стран-членов ЕС или находятся в управлении провайдера услуг, зарегистрированного в этих государствах. Это, в частности, распространяется на такие сферы, как доступ к портам, использование инфраструктуры и портовых услуг, услуг по обработке морских грузов, складских услуг.

Украина крайне заинтересована в полной реализации всего комплекса мероприятий и проектов, предусмотренных Стратегией ЕС для Дунайского региона. Но очевидно, что и другие придунайские страны получат некоторые преференции в случае успешной реализации транспортных проектов в украинском Придунавье. В первую очередь, это проект ГСХ «Дунай – Черное море», который в случае реализации станет значимым элементом сети международных транспортных коридоров. Он внесен в Перечень внутренних водных путей международного значения (водный путь категории Е 80-09) Европейского соглашения о важнейших внутренних водных путях международного значения и поэтому от реализации проекта выиграют все страны-участники Дунайского региона. Проектом предусмотрено двустороннее круглосуточное круглогодичное движение судов, что обеспечивается соответствием системы управления безопасным движением судов международным стандартам ЕС и международным конвенционным требованиям.

С восстановлением украинского судового хода через Килийское устье Дуная судоходные компании получат возможность выбора в зависимости от ситуации оптимального варианта маршрута плавания на Нижнем Дунае – либо через Сулинский канал в Румынии, либо через устье Быстрое в Украине. Устойчивое функционирование украинского ГСХ также будет способствовать формированию условий здоровой конкуренции и взвешенной тарифной политики, повышению качества обслуживания, оптимизации пропускной способности в сообщении Дунай – Черное море и увеличению грузопотоков через украинские порты на Дунае и в его устье.

Для Украины необходимыми условиями развития водного транспорта в соответствии со Стратегией ЕС для Дунайского региона является создание обоснованных действенных механизмов государственного регулирования и содействия в решении транспортных проблем в украинском Придунавье:

· повышение уровня безопасности судоходства в Дунайском регионе;

· создание условий для скоординированного и согласованного развития мультимодальных перевозок через порты украинского Дунайского региона в страны Европы, Черного и Средиземного морей;

· модернизация флота для поддержания надлежащих условий международных перевозок, обеспечения скоростного движения, качественного сервиса, гарантий безопасности;

· активизация международного сотрудничества и улучшение имиджа Украины на международном рынке транспортных услуг;

· разработка инвестиционных программ и привлечение инвестиций для проведения модернизации флота и портов;

· привлечение и последующее восстановление грузопотоков через украинские дунайские порты Измаил, Рени, Усть-Дунайск;

· совершенствование нормативно-правовой и законодательной базы и прекращение дискриминационных действий со стороны Румынии п отношению к судам под флагом Украины при перевозках на порты «третьих» стран.

Перспективы участия УДП в реализации Стратегии ЕС для Дунайского региона


В настоящее время УДП активно участвует в мероприятиях, направленных на улучшение условий дунайского судоходства и имплементацию приоритетного направления 1а Стратегии ЕС для Дунайского региона. Среди прочего: приобщается к работе Дунайской Комиссии на уровне экспертов; рассматривает проблемные вопросы на Конференциях директоров дунайских пароходств, где судоходные компании-участники Братиславских соглашений решают каким образом повысить привлекательность дунайского судоходства и обеспечить надежное партнерство и добросовестную конкуренцию на Дунае; совместно с Министерством инфраструктуры обсуждает меры по реализации проекта «Реконструкция объектов строительства «Создание глубоководного судового хода р. Дунай – Черное море на украинском участке дельты» и другое.

УДП на разных уровнях постоянно поднимает вопрос включения украинской части р. Дунай в опорную сеть TEN-T, а также проблему запрета Румынией операций разгрузки/погрузки и посадки/высадки пассажиров для судов под украинским флагом при перевозках между портами Украины и странами ЕС.

Для УДП крайне важно, чтобы Украина входила в Трансъевропейскую опорную транспортную сеть TEN-T на уровне совместных с ЕС проектов и программ. 21 июня 2016 г. в Роттердаме министрами транспорта стран Восточного партнерства, стран-членов ЕС и Европейской Комиссией было принято решение о распространении сети TEN-T на соседние с ЕС страны, в том числе и на Украину, а также делении региональной транспортной сети на «ключевую» и «базовую».

Indicative maps of the core network in Ukraine, railways. Comprehensive Network: Railways, ports, rail-road-terminals and airports

В начале ноября 2018 г. Еврокомиссия утвердила и опубликовала на своем официальном сайте индикативные карты транспортных коридоров опорной сети TEN-T на территории стран Восточного партнерства, в том числе и Украины.

При этом было заявлено, что сотрудничество в области планирования и развития инфраструктуры с соседними странами является частью политики ЕС относительно Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T). «Это сделает пересечения границ более эффективными, улучшит безопасность транспортного движения, в то же время эффективные транспортные сети содействуют росту экономики и увеличению количества рабочих мест, а также позволяют сблизить людей и упростить движение товаров», – говорится на сайте Еврокомиссии.

Решению ЕС, которое вскоре должно приобрести силу закона, предшествовало подписание шести соглашений высокого уровня между шестью странами-партнерами, в том числе Украины, на Брюссельском саммите Восточного партнерства 24 ноября 2017 года, где страны-партнеры согласовали ориентировочные карты, предусматривающие распространение Трансъевропейской опорной транспортной сети Европейского Союза на территории стран Восточного партнерства в качестве основы транспортной взаимосвязи и определения общих инфраструктурных приоритетов.

В Декларации саммита говорится, что расширение Трансъевропейской транспортной сети, включая автомобильные дороги, железные дороги, порты и аэропорты и внутренние водные пути, получит активную поддержку вслед за разработкой ориентировочного долгосрочного плана инвестиционных действий для завершения создания сети TEN-T к 2030 году.

«Решение Европейской Комиссии означает, что Украина становится важным участником развития транспортного коридора в сообщении Европа– Азия, а украинская транспортная сеть впервые становится частью стратегических транспортно-логистических коридоров Евросоюза», – заявил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян. Он убежден, что это важный шаг на пути инфраструктурной евроинтеграции Украины, свидетельствующий о том, что украинская инфраструктура модернизируется, постепенно приобретает европейское качество и рассматривается Европейской Комиссией как неотъемлемая составляющая транспортно-логистической системы ЕС.

Стоит напомнить, что основная транспортная сеть TEN-T имеет приоритет относительно финансирования и модернизации. Это означает, что в будущем Украина также сможет претендовать на помощь ЕС в вопросе развития своей части Трансъевропейской транспортной сети. Однако, прежде нам необходимо будет продемонстрировать европейским партнерам, что украинская транспортно-логистическая система развивается в гармоничном сочетании с европейской системой.

Интеграция внутренних водных путей, в том числе украинского участка реки Дунай, в общую логистическую сеть TEN-T также является одним из приоритетных направлений Национальной транспортной стратегии Украины на период до 2030 года – и это определяет для Украинского Дунайского пароходства перспективы участия в проектах, направленных на реализацию Стратегии ЕС для Дунайского региона.

Опубликовано в журнале "Судоходство" № 3, 2019 г.

Читайте также