Постоянные инструктажи по технике безопасности и «летучки» — это вовсе не выдумка компании или ещё кого-то, а проводят их регулярно, чтобы освежать знания экипажа в этой сфере и не допустить трагедий на море.
Если пренебрегать техникой безопасности
На одном из элеваторов Балтимора грузился зерном балкер. По приказу капитана зерно должны были грузить не только в трюмы, но и в боковые цистерны. Это была обычная практика. Но перед погрузкой требовалось промыть цистерны чистой водой и высушить. Это было зимнее время и цистерны высыхали дольше обычного. Капитан, в свою очередь, не посоветовавшись ни с агентом, не предупредив работников порта, в нарушение правил безопасности установил небольшой переносной насос в цистерне, чтобы она поскорее высохла. Ночью помпа перестала работать и это заметил дежурный по судну. Насос «выработал» весь кислород в цистерне. И когда моряк залез в цистерну, чтобы посмотреть, что случилось с насосом, — он потерял сознание и умер. Его коллега побежал на помощь к нему и сообщил о случившемся офицеру. Моряк не стал терять время и бежать за дыхательным аппаратом, который находился на палубе. В результате второй мужчина потерял сознание и умер. Дежурный офицер тоже побежал к отверстию цистерны и совершил ту же ошибку, что и первые два моряка. На помощь в той время прибыли спасатели, которые и спасли жизнь обессиленному члену экипажа.
По результатам трагедии капитана и старшего помощника арестовали и отправили домой, где их ждал суд.
В этой ситуации члены экипажа нарушили инструкции по технике безопасности, что привело к летальному исходу. Как оказалось, обязательное собрание по технике безопасности прошло на балкере за 10 дней до этого трагического случая.
Цель этих «летучек» – постоянно напоминать экипажу о необходимости строго следовать инструкциям и правилам техники безопасности. В данном случае моряки не придали этому значения и поплатились за это собственной жизнью.
Игнорирование техники безопасности при работе на контейнеровозе
Во время грузовых операций на контейнеровозе член экипажа работал с одним из штабелей контейнеров – он проверял штабелирующие конусы и замки поворотного типа, которыми крепятся контейнеры. Обычно эта работа выполняется после завершения погрузки. Особенно опасно выполнять эту работу ночью. И, как не удивительно, работал моряк ночью и даже без сигнального жилета. В темноте его не было видно, поэтому траверса контейнерного крана ударила по нему, сбросив его за борт, чего никто не увидел. На следующее утро коллеги моряка уже обнаружили в воде его тело.
Мужчину сразу получил травмы, несовместимые с жизнью, и умер мгновенно от удара.
Представители РПСМ утверждают, что трагедии можно было избежать, если бы моряк не игнорировал элементарные правила техники безопасности: надел сигнальный жилет, не работал на штабелях во время грузовых операций и сообщил вышестоящему начальству о своих действиях.
Подъём на борт по шторм-трапу
Лоцман, у которого за плечами 20-летний опыт работа на реке Делавер, вышел на работу в роковой день без защитного жилета и самонадувающегося спасательного жилета, которые обычно используют лоцманы и военные.
Одно из правил высадки на борт по шторм-трапу состоит в том, что первые 10 ступенек после схода с катера необходимо пройти как можно быстрее (если при плохой погоде лоцманский катер ударится о судно, человек, поднимающийся по трапу, — не пострадает).
В тот день была плохая погода, но, ссылаясь на свой «колоссальный» опыт, лоцман не прошёл эти первые ступени быстро. Лоцманский катер раскачали волны и он придавил лоцмана. Его тело удалось обнаружить лишь спустя несколько дней.
Эксперты напоминают, что на первом месте у человека, особенного у того, который работает на опасном производстве, а моряки к ним относятся, — безопасность всегда должна стоять на первом месте. К безопасности ни в коем случае нельзя относиться как к само собой разумеющемуся. Малейшее пренебрежение правилами техники безопасности может погубить здоровье и даже жизнь одного или нескольких людей.