День рождения капитана К.А. Иванова. |
Одна из главных традиций на флоте – День Нептуна, во время которого проводится обряд крещения. Только на морских судах это происходит при пересечении экватора, а на Дунае – при прохождении Катаракт (Железных Ворот) – некогда сложнейшего в навигационном отношении участка.
Меня крестили несколько раз. В 1962 году я вышел в свой первый рейс матросом танкера. На подходе к Сипскому каналу меня отвлек лоцман, румын, предложением посмотреть на локомотив, тянувший буксир. А другие члены экипажа тем временем приготовили пару ведер воды и от души неожиданно окатили меня с головы до ног.
Вспоминается и второй случай, когда я плавал в должности второго помощника капитана на теплоходе «Николаев», а капитаном был Василий Иванович Мардасов. Был это где-то 1973 год, наши суда только начинали работать на Верхнем Дунае, теплоходу предстояло подняться до Пассау. Василий Мардасов был человеком веселым, заводным, и когда мы миновали Ашах, он устроил крещение всему экипажу. Спонтанно организовался музыкальный концерт – сам Мардасов возил с собой баян, приготовили праздничный ужин, сделали запись в судовом журнале. Позже такие обряды крещения проводили и при прохождении Майна, Рейна – немцы сильно удивлялись. Эта традиция – крестить новичков, впервые проходящих Катаракты, сохранилась на флоте до сих пор.
Есть и еще одна традиция, которая по сей день свято соблюдается на флоте, – крестить судно во время спуска на воду. О борт торжественно разбивалась бутылка шампанского, а крестной матерью обычно становилась жена торгового представителя или посла.
В экипаже обязательно отмечали праздничным ужином все государственные праздники, День флота, Новый год, дни рождения. На борт поступали многочисленные радиограммы от руководства пароходства, Министерства морского флота, профсоюза, и моряки чувствовали себя сопричастными к большой и дружной семье «флот – берег».
Еще одна традиция соблюдалась долгое время – на флоте четверг также был рыбным днем. И, отмечу, кормили разнообразно и вкусно.
Не забывали и о спорте: при возможности во время стоянок в портах между экипажами организовывались соревнования по метанию легости, футбольные баталии.
В работе постоянно приходилось общаться с иностранными лоцманами и моряками, узнавать культуру друг друга. И многие наши традиции для них были непонятны и удивительны, как, например, обязательная на каждом судне Доска почета с портретами лучших работников.
Татьяна Котовенко
. Спуск на воду т/х «Капитан Бабкин». |