четверг, 25 июля 2019 г.

Реки Украины в первом полугодии 2019: кто и сколько чего перевез

В первом полугодии 2019 года грузовые перевозки по Днепру выросли по сравнению с аналогичным периодом 2018-го на 42% – до 4,2 млн тонн различных грузов. «Порты Украины» расспросили перевозчиков об их успехах за время навигации.


В первом полугодии 2019-го года грузовые перевозки по Днепру выросли по сравнению с аналогичным периодом 2018-го на 42%. По данным Речной информационной службы АМПУ, по главной водной артерии страны было транспортировано около 4,2 млн тонн различных грузов. В том числе –  1,8 млн тонн стройматериалов «и других грузов», порядка 1,7 млн тонн зерновых, более 647 тыс. тонн металлопродукции и 13 тыс. тонн нефтепродуктов. «Порты Украины» расспросили перевозчиков об их успехах за время навигации.

Напомним, навигацию на Днепре открыли в этом году на две недели раньше, чем в 2018-м. Через Запорожский и Каховский шлюзы  можно было проследовать  6 марта, через Днепродзержинский – 12 марта, Кременчугский – 19-го, Каневский – 26 марта, а Киевский – 2 апреля.

Стройматериалы, металл и прочее

Стройматериалы традиционно занимают наибольшую часть в перевозках по Днепру.  За это полугодие перевозки песка, минудобрений и пр. увеличились с 1,7 млн тонн 1,8 млн тонн. Песок по-прежнему остается основным грузом «Киевского речного порта», и он увеличивает свой флот: в 2016 году КРП купил две баржи-площадки в Беларуси, а в апреле этого года – баржу у Кременчугского речного порта. Теперь грузовой флот КРП состоит из семи самоходных судов и десяти несамоходных.

Компания «Белор Украина» доставила в 2019 году из Грузии, Туркмении, Румынии и других стран  в речные порты Украины около 62 тыс. удобрений. Значительную часть нитрата аммония и других удобрений разгружали в Николаеве и Херсоне, откуда далее покупатели забирали его автотранспортом. Тем не менее, как сообщил «Портам Украины» директор компании Тарас Иващенко, в каботаже по Днепру было перевезено более 14 тыс. тонн минудобрений.

Так, из Херсона в Запорожский речной порт доставили более 4400 тонн нитрата аммония, также в Запорожье принадлежащий компании танкер «Одиссей І» транспортировал свыше тысячи тонн КАСа. Баржи «Нибулона» привезли в Витово Черкасской области и на другие терминалы компании около 3800 тонн удобрений. «Такая схема позволяет компаниям, которые перевозят собственным флотом для перевалки на рейде зерно, не возвращаться на речной терминал порожняком. Опять-таки: в речной порт машина доставляет зерно, а обратно может привезти фермеру минудобрения», – говорит Тарас Иващенко.

Кроме того, были доставки нитрата аммония в Днепропетровский речной порт (более 1100 тонн) и на причалы «Полтавского ГОКа» в Горишних Плавнях Полтавской области (более 2000 тонн).

В январе-июне перевозки металлопродукции по Днепру увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 45%, до 647 тыс. тонн.
Основной перевозчик здесь – АСК «Укрречфлот». Как сообщили «Портам Украины» в компании, за первое полугодие 2019-го флот АСК «Укрречфлот» перевез порядка 1 млн. тонн металлопроката, чугуна, труб, ферросплавов, кокса, руды, песка, бокситов, стеклофлюса, шпата, удобрений, зерновых и других грузов. В общей сложности в портах компании перевалили 1,8 млн. тонн. При этом перевалка грузов в портах центрального региона (Днепр, Запорожье, Никополь) составила 1 млн.т, а южного (Херсон и Николаев) – 0,8 млн. тонн.

Аграрные грузы

В первом полугодии 2019-го, согласно данным, собранным РИС, по Днепру было транспортировано 1,7 млн тонн зерновых, в то время как за аналогичный период прошлого года – лишь 800 тонн.

На рост перевозок зерновых грузов речным транспортом повлияло, в частности, то, что трейдеры («НИБУЛОН», «Агровиста», «ГРЕЙН-ТРАНСШИПМЕНТ») инвестировали в строительство или покупку баржесоставов, которые и работают теперь в каботаже. Впрочем, увеличился и объем перевозок под иностранным флагом зерновых грузов – по подсчетам «Портов Украины», из речных портов они за полугодие вывезли в Турцию и другие страны более 105 тыс. тонн зерна. При этом более 73 тыс. тонн, приходится на речные порты, отдаленные от морских каналов и рейда (не каботажные перевозки).

Судоходная компания «НИБУЛОН» за первое полугодие  транспортировала около 1,8 млн тонн грузов. Как уточнила «Портам Украины» пресс-служба «НИБУЛОНА», по Днепру флот компании перевез более 1,4 млн тонн, что на 76% больше, чем в аналогичном периоде 2018 года. Еще около 332 тыс. тонн грузов было транспортировано по Южному Бугу, что на 40% превышает прошлогодние показатели. В основном все это – зерновые грузы, других грузов в первом полугодии «НИБУЛОН» доставил 28 тыс. тонн.

В компании также отметили, что по итогам 2018/19 маркетингового года была достигнута поставленная цель, и по внутренним водным путям «НИБУЛОН» перевез более 3,5 млн тонн различных грузов, что на 40% больше по сравнению с предыдущим маркетинговым годом.

В январе-марте Судостроительно-судоремонтный завод «Нибулон» спустил на воду три буксира проекта POSS-115 мощностью 1320 кВт, предназначенных для проводки караванов несамоходных судов по Днепру и БДЛК. Ранее компания поделилась планами построить в 2019 году восемь судов. Сейчас флот компании уже перевалил за 70 единиц.

Собственный флот нарастил и «ГРЕЙН-ТРАНСШИПМЕНТ». На мощностях «Дунайсудосервиса» в Измаиле реализовывается программа по строительству серии из восьми барж с валовой вместимостью 3,1 тыс. тонн, осадкой 3,1 метра и длиной 79,4 метра. При строительстве стыкуются два лихтера и устанавливается промежуточная секция грузового трюма. В начале нового сезона были достроены две баржи этого проекта – GRAIN-3 и GRAIN-4. В общей сложности флот компании уже позволяет перевозить единоразово около 25 тыс. тонн. В эту навигацию «ГРЕЙН-ТРАНСШИПМЕНТ» перевез своим флотом 163 тыс. тонн грузов.

Успешно продолжают работать на реке баржесоставы «Агровисты» (группа компаний «Уаком»  и «Гермес Трейдинг»), которые холдинг завел на Днепр в прошлом году. Флот из двух буксиров мощностью 2800 л.с. каждый и четырех барж общей грузовместимостью 8000 тонн доставляет зерно со Светловодского речного терминала на рейд и в морские порты.

Как сообщили «Портам Украины» в холдинге, за первое полугодие 2019-го речной терминал отгрузил на водный транспорт около 104 тыс. тонн зерна, в то время, как за аналогичный период прошлого года – лишь 32,3 тыс. тонн. Тогда «Агровиста»  еще не эксплуатировала свой собственный флот, а фрахтовала его –  в первый рейс на Днепре баржебуксирные составы вышли только в сентябре 2018-го.

«Для нас каждый день навигации дорог, так что как только она открылась 6 марта, наша компания начала грузить в баржи кукурузу для перевалки на рейде Херсонского МТП», – говорит коммерческий директор компании «Гермес-Трейдинг» Михаил Егоров. «Мы рассчитываем, что сможем перевозить ежегодно не менее 100 тыс. тонн грузов», – делится планами директор компании Юрий Скичко.

«Новичок» на Днепре, «Аскет Шиппинг», начав отгрузки 28 марта, за три месяца навигации перевалил 30 тыс. тонн зерновых грузов.  Всего же за 2018/2019 маркетинговый год объемы собственной грузоперевалки компании на Днепре превысили 50 тыс. тонн.

«Аскет Шиппинг» оперирует терминалами в Днепре, Запорожье и Черкассах. В Запорожском порту у него есть крытый склад емкостью единовременного хранения около 2 тыс. тонн, что позволяет работать не только по прямому варианту, но и накапливать грузы.

На реке «Аскет Шиппинг» работает не так давно: отправлять партии зерна со своих речных площадок на рейдовую перевалку и непосредственно на экспорт компания начала в сентябре прошлого года. До этого «Аскет» работал только на море. В Бердянском морском порту он организовал погрузку по прямому варианту: портовой оператор доставляет зерно со складов, расположенных недалеко от порта. Подобную схему компания перенесла и на реку. Сейчас «Аскет» демонстрирует неплохие темпы и намерен дальше развивать речную логистику.

Рост экспорта зерновых способствует развитию речной логистики. Так что мы еще увидим появление новых судов для перевозки этого груза по реке. Тем временем в отрасли уже обсуждают перспективы каботажных перевозок пищевого налива. Этой весной речные суда были впервые задействованы для доставки на экспорт подсолнечного масла. В Днепропетровский речной порт АСК «Укрречфлот» его привозили с завода «Олейна» компании Bunge автоцистерны. Далее речной флот доставляет масло на рейд. На терминале «Эвери» в Николаевском морском порту впервые осуществили загрузку танкера растительным маслом одновременно по маслопроводу с берега и с судна на судно. В мае на речные суда было перегружено порядка 11 тыс. тонн. масла.

 «Мы построили систему перевозок под заказы компании Bunge и уже выполнили для них несколько рейсов. Параллельно находимся в процессе переговоров с другими участниками рынка», – говорит директор по логистике компании TransShipOil Аркадий Бородкин. По его словам, сейчас в проекте задействовано три танкера со средней грузовместимостью 2700-3000 тонн, из которых два перевозят масло из Днепра в Николаев, а одно используется как накопитель. Уже до конца лета компания планирует увеличить флот до 6 единиц и начать работать еще и в других речпортах.

Андрей Муравский 

Читайте также