В первом полугодии 2019 года грузовые перевозки по Днепру выросли по
сравнению с аналогичным периодом 2018-го на 42% – до 4,2 млн тонн
различных грузов. «Порты Украины» расспросили перевозчиков об их успехах
за время навигации.
В первом полугодии 2019-го года грузовые перевозки по Днепру выросли по сравнению с аналогичным периодом 2018-го на 42%. По данным
Речной информационной службы АМПУ, по главной водной артерии страны
было транспортировано около 4,2 млн тонн различных грузов. В том числе –
1,8 млн тонн стройматериалов «и других грузов», порядка 1,7 млн тонн
зерновых, более 647 тыс. тонн металлопродукции и 13 тыс. тонн
нефтепродуктов. «Порты Украины» расспросили перевозчиков об их успехах
за время навигации.
Напомним, навигацию на Днепре открыли в этом
году на две недели раньше, чем в 2018-м. Через Запорожский и Каховский
шлюзы можно было проследовать 6 марта, через Днепродзержинский – 12
марта, Кременчугский – 19-го, Каневский – 26 марта, а Киевский – 2
апреля.
Стройматериалы, металл и прочее
Стройматериалы
традиционно занимают наибольшую часть в перевозках по Днепру. За это
полугодие перевозки песка, минудобрений и пр. увеличились с 1,7 млн тонн
1,8 млн тонн. Песок по-прежнему остается основным грузом «Киевского
речного порта», и он увеличивает свой флот: в 2016 году КРП купил две
баржи-площадки в Беларуси, а в апреле этого года – баржу у
Кременчугского речного порта. Теперь грузовой флот КРП состоит из семи
самоходных судов и десяти несамоходных.
Компания «Белор Украина»
доставила в 2019 году из Грузии, Туркмении, Румынии и других стран в
речные порты Украины около 62 тыс. удобрений. Значительную часть нитрата
аммония и других удобрений разгружали в Николаеве и Херсоне, откуда
далее покупатели забирали его автотранспортом. Тем не менее, как сообщил
«Портам Украины» директор компании Тарас Иващенко, в каботаже по Днепру
было перевезено более 14 тыс. тонн минудобрений.
Так, из Херсона в
Запорожский речной порт доставили более 4400 тонн нитрата аммония,
также в Запорожье принадлежащий компании танкер «Одиссей І»
транспортировал свыше тысячи тонн КАСа. Баржи «Нибулона» привезли в
Витово Черкасской области и на другие терминалы компании около 3800 тонн
удобрений. «Такая схема позволяет компаниям, которые перевозят
собственным флотом для перевалки на рейде зерно, не возвращаться на
речной терминал порожняком. Опять-таки: в речной порт машина доставляет
зерно, а обратно может привезти фермеру минудобрения», – говорит Тарас
Иващенко.
Кроме того, были доставки нитрата аммония в
Днепропетровский речной порт (более 1100 тонн) и на причалы «Полтавского
ГОКа» в Горишних Плавнях Полтавской области (более 2000 тонн).
В
январе-июне перевозки металлопродукции по Днепру увеличились по
сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 45%, до 647 тыс. тонн.
Основной
перевозчик здесь – АСК «Укрречфлот». Как сообщили «Портам Украины» в
компании, за первое полугодие 2019-го флот АСК «Укрречфлот» перевез
порядка 1 млн. тонн металлопроката, чугуна, труб, ферросплавов, кокса,
руды, песка, бокситов, стеклофлюса, шпата, удобрений, зерновых и других
грузов. В общей сложности в портах компании перевалили 1,8 млн. тонн.
При этом перевалка грузов в портах центрального региона (Днепр,
Запорожье, Никополь) составила 1 млн.т, а южного (Херсон и Николаев) –
0,8 млн. тонн.
Аграрные грузы
В первом
полугодии 2019-го, согласно данным, собранным РИС, по Днепру было
транспортировано 1,7 млн тонн зерновых, в то время как за аналогичный
период прошлого года – лишь 800 тонн.
На рост перевозок зерновых
грузов речным транспортом повлияло, в частности, то, что трейдеры
(«НИБУЛОН», «Агровиста», «ГРЕЙН-ТРАНСШИПМЕНТ») инвестировали в
строительство или покупку баржесоставов, которые и работают теперь в
каботаже. Впрочем, увеличился и объем перевозок под иностранным флагом
зерновых грузов – по подсчетам
«Портов Украины», из речных портов они за полугодие вывезли в Турцию и
другие страны более 105 тыс. тонн зерна. При этом более 73 тыс. тонн,
приходится на речные порты, отдаленные от морских каналов и рейда (не
каботажные перевозки).
Судоходная компания «НИБУЛОН» за первое
полугодие транспортировала около 1,8 млн тонн грузов. Как уточнила
«Портам Украины» пресс-служба «НИБУЛОНА», по Днепру флот компании
перевез более 1,4 млн тонн, что на 76% больше, чем в аналогичном периоде
2018 года. Еще около 332 тыс. тонн грузов было транспортировано по
Южному Бугу, что на 40% превышает прошлогодние показатели. В основном
все это – зерновые грузы, других грузов в первом полугодии «НИБУЛОН»
доставил 28 тыс. тонн.
В компании также отметили, что по итогам
2018/19 маркетингового года была достигнута поставленная цель, и по
внутренним водным путям «НИБУЛОН» перевез более 3,5 млн тонн различных
грузов, что на 40% больше по сравнению с предыдущим маркетинговым годом.
В
январе-марте Судостроительно-судоремонтный завод «Нибулон» спустил на
воду три буксира проекта POSS-115 мощностью 1320 кВт, предназначенных
для проводки караванов несамоходных судов по Днепру и БДЛК. Ранее
компания поделилась планами построить в 2019 году восемь судов. Сейчас флот компании уже перевалил за 70 единиц.
Собственный
флот нарастил и «ГРЕЙН-ТРАНСШИПМЕНТ». На мощностях «Дунайсудосервиса» в
Измаиле реализовывается программа по строительству серии из восьми барж
с валовой вместимостью 3,1 тыс. тонн, осадкой 3,1 метра и длиной 79,4
метра. При строительстве стыкуются два лихтера и устанавливается
промежуточная секция грузового трюма. В начале нового сезона были
достроены две баржи этого проекта – GRAIN-3 и GRAIN-4. В общей сложности
флот компании уже позволяет перевозить единоразово около 25 тыс. тонн. В
эту навигацию «ГРЕЙН-ТРАНСШИПМЕНТ» перевез своим флотом 163 тыс. тонн
грузов.
Успешно продолжают работать на реке баржесоставы
«Агровисты» (группа компаний «Уаком» и «Гермес Трейдинг»), которые
холдинг завел на Днепр в прошлом году. Флот из двух буксиров мощностью
2800 л.с. каждый и четырех барж общей грузовместимостью 8000 тонн
доставляет зерно со Светловодского речного терминала на рейд и в морские
порты.
Как сообщили «Портам Украины» в холдинге, за первое
полугодие 2019-го речной терминал отгрузил на водный транспорт около 104
тыс. тонн зерна, в то время, как за аналогичный период прошлого года –
лишь 32,3 тыс. тонн. Тогда «Агровиста» еще не эксплуатировала свой
собственный флот, а фрахтовала его – в первый рейс на Днепре
баржебуксирные составы вышли только в сентябре 2018-го.
«Для нас
каждый день навигации дорог, так что как только она открылась 6 марта,
наша компания начала грузить в баржи кукурузу для перевалки на рейде
Херсонского МТП», – говорит коммерческий директор компании
«Гермес-Трейдинг» Михаил Егоров. «Мы рассчитываем, что сможем перевозить
ежегодно не менее 100 тыс. тонн грузов», – делится планами директор
компании Юрий Скичко.
«Новичок» на Днепре, «Аскет Шиппинг», начав
отгрузки 28 марта, за три месяца навигации перевалил 30 тыс. тонн
зерновых грузов. Всего же за 2018/2019 маркетинговый год объемы
собственной грузоперевалки компании на Днепре превысили 50 тыс. тонн.
«Аскет
Шиппинг» оперирует терминалами в Днепре, Запорожье и Черкассах. В
Запорожском порту у него есть крытый склад емкостью единовременного
хранения около 2 тыс. тонн, что позволяет работать не только по прямому
варианту, но и накапливать грузы.
На реке «Аскет Шиппинг» работает
не так давно: отправлять партии зерна со своих речных площадок на
рейдовую перевалку и непосредственно на экспорт компания начала в
сентябре прошлого года. До этого «Аскет» работал только на море. В
Бердянском морском порту он организовал погрузку по прямому варианту:
портовой оператор доставляет зерно со складов, расположенных недалеко от
порта. Подобную схему компания перенесла и на реку. Сейчас «Аскет»
демонстрирует неплохие темпы и намерен дальше развивать речную
логистику.
Рост экспорта зерновых способствует развитию речной
логистики. Так что мы еще увидим появление новых судов для перевозки
этого груза по реке. Тем временем в отрасли уже обсуждают перспективы
каботажных перевозок пищевого налива. Этой весной речные суда были
впервые задействованы для доставки на экспорт подсолнечного масла. В
Днепропетровский речной порт АСК «Укрречфлот» его привозили с завода
«Олейна» компании Bunge автоцистерны. Далее речной флот доставляет масло
на рейд. На терминале «Эвери» в Николаевском морском порту впервые
осуществили загрузку танкера растительным маслом одновременно по
маслопроводу с берега и с судна на судно. В мае на речные суда было
перегружено порядка 11 тыс. тонн. масла.
«Мы построили систему
перевозок под заказы компании Bunge и уже выполнили для них несколько
рейсов. Параллельно находимся в процессе переговоров с другими
участниками рынка», – говорит директор по логистике компании
TransShipOil Аркадий Бородкин. По его словам, сейчас в проекте
задействовано три танкера со средней грузовместимостью 2700-3000 тонн,
из которых два перевозят масло из Днепра в Николаев, а одно используется
как накопитель. Уже до конца лета компания планирует увеличить флот до 6
единиц и начать работать еще и в других речпортах.
Андрей Муравский
Андрей Муравский