В первом полугодии 2019 года грузовые перевозки по Днепру выросли по 
сравнению с аналогичным периодом 2018-го на 42% – до 4,2 млн тонн 
различных грузов. «Порты Украины» расспросили перевозчиков об их успехах
 за время навигации.
В первом полугодии 2019-го года грузовые перевозки по Днепру выросли по сравнению с аналогичным периодом 2018-го на 42%. По данным
 Речной информационной службы АМПУ, по главной водной артерии страны 
было транспортировано около 4,2 млн тонн различных грузов. В том числе –
  1,8 млн тонн стройматериалов «и других грузов», порядка 1,7 млн тонн 
зерновых, более 647 тыс. тонн металлопродукции и 13 тыс. тонн 
нефтепродуктов. «Порты Украины» расспросили перевозчиков об их успехах 
за время навигации.
Напомним, навигацию на Днепре открыли в этом 
году на две недели раньше, чем в 2018-м. Через Запорожский и Каховский 
шлюзы  можно было проследовать  6 марта, через Днепродзержинский – 12 
марта, Кременчугский – 19-го, Каневский – 26 марта, а Киевский – 2 
апреля.
Стройматериалы, металл и прочее
Стройматериалы
 традиционно занимают наибольшую часть в перевозках по Днепру.  За это 
полугодие перевозки песка, минудобрений и пр. увеличились с 1,7 млн тонн
 1,8 млн тонн. Песок по-прежнему остается основным грузом «Киевского 
речного порта», и он увеличивает свой флот: в 2016 году КРП купил две 
баржи-площадки в Беларуси, а в апреле этого года – баржу у 
Кременчугского речного порта. Теперь грузовой флот КРП состоит из семи 
самоходных судов и десяти несамоходных.
Компания «Белор Украина» 
доставила в 2019 году из Грузии, Туркмении, Румынии и других стран  в 
речные порты Украины около 62 тыс. удобрений. Значительную часть нитрата
 аммония и других удобрений разгружали в Николаеве и Херсоне, откуда 
далее покупатели забирали его автотранспортом. Тем не менее, как сообщил
 «Портам Украины» директор компании Тарас Иващенко, в каботаже по Днепру
 было перевезено более 14 тыс. тонн минудобрений.
Так, из Херсона в
 Запорожский речной порт доставили более 4400 тонн нитрата аммония, 
также в Запорожье принадлежащий компании танкер «Одиссей І» 
транспортировал свыше тысячи тонн КАСа. Баржи «Нибулона» привезли в 
Витово Черкасской области и на другие терминалы компании около 3800 тонн
 удобрений. «Такая схема позволяет компаниям, которые перевозят 
собственным флотом для перевалки на рейде зерно, не возвращаться на 
речной терминал порожняком. Опять-таки: в речной порт машина доставляет 
зерно, а обратно может привезти фермеру минудобрения», – говорит Тарас 
Иващенко.
Кроме того, были доставки нитрата аммония в 
Днепропетровский речной порт (более 1100 тонн) и на причалы «Полтавского
 ГОКа» в Горишних Плавнях Полтавской области (более 2000 тонн).
В 
январе-июне перевозки металлопродукции по Днепру увеличились по 
сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 45%, до 647 тыс. тонн.
Основной
 перевозчик здесь – АСК «Укрречфлот». Как сообщили «Портам Украины» в 
компании, за первое полугодие 2019-го флот АСК «Укрречфлот» перевез 
порядка 1 млн. тонн металлопроката, чугуна, труб, ферросплавов, кокса, 
руды, песка, бокситов, стеклофлюса, шпата, удобрений, зерновых и других 
грузов. В общей сложности в портах компании перевалили 1,8 млн. тонн. 
При этом перевалка грузов в портах центрального региона (Днепр, 
Запорожье, Никополь) составила 1 млн.т, а южного (Херсон и Николаев) – 
0,8 млн. тонн.
Аграрные грузы
В первом 
полугодии 2019-го, согласно данным, собранным РИС, по Днепру было 
транспортировано 1,7 млн тонн зерновых, в то время как за аналогичный 
период прошлого года – лишь 800 тонн.
На рост перевозок зерновых 
грузов речным транспортом повлияло, в частности, то, что трейдеры 
(«НИБУЛОН», «Агровиста», «ГРЕЙН-ТРАНСШИПМЕНТ») инвестировали в 
строительство или покупку баржесоставов, которые и работают теперь в 
каботаже. Впрочем, увеличился и объем перевозок под иностранным флагом 
зерновых грузов – по подсчетам
 «Портов Украины», из речных портов они за полугодие вывезли в Турцию и 
другие страны более 105 тыс. тонн зерна. При этом более 73 тыс. тонн, 
приходится на речные порты, отдаленные от морских каналов и рейда (не 
каботажные перевозки).
Судоходная компания «НИБУЛОН» за первое 
полугодие  транспортировала около 1,8 млн тонн грузов. Как уточнила 
«Портам Украины» пресс-служба «НИБУЛОНА», по Днепру флот компании 
перевез более 1,4 млн тонн, что на 76% больше, чем в аналогичном периоде
 2018 года. Еще около 332 тыс. тонн грузов было транспортировано по 
Южному Бугу, что на 40% превышает прошлогодние показатели. В основном 
все это – зерновые грузы, других грузов в первом полугодии «НИБУЛОН» 
доставил 28 тыс. тонн.
В компании также отметили, что по итогам 
2018/19 маркетингового года была достигнута поставленная цель, и по 
внутренним водным путям «НИБУЛОН» перевез более 3,5 млн тонн различных 
грузов, что на 40% больше по сравнению с предыдущим маркетинговым годом.
В
 январе-марте Судостроительно-судоремонтный завод «Нибулон» спустил на 
воду три буксира проекта POSS-115 мощностью 1320 кВт, предназначенных 
для проводки караванов несамоходных судов по Днепру и БДЛК. Ранее 
компания поделилась планами построить в 2019 году восемь судов. Сейчас флот компании уже перевалил за 70 единиц.
Собственный
 флот нарастил и «ГРЕЙН-ТРАНСШИПМЕНТ». На мощностях «Дунайсудосервиса» в
 Измаиле реализовывается программа по строительству серии из восьми барж
 с валовой вместимостью 3,1 тыс. тонн, осадкой 3,1 метра и длиной 79,4 
метра. При строительстве стыкуются два лихтера и устанавливается 
промежуточная секция грузового трюма. В начале нового сезона были 
достроены две баржи этого проекта – GRAIN-3 и GRAIN-4. В общей сложности
 флот компании уже позволяет перевозить единоразово около 25 тыс. тонн. В
 эту навигацию «ГРЕЙН-ТРАНСШИПМЕНТ» перевез своим флотом 163 тыс. тонн 
грузов.
Успешно продолжают работать на реке баржесоставы 
«Агровисты» (группа компаний «Уаком»  и «Гермес Трейдинг»), которые 
холдинг завел на Днепр в прошлом году. Флот из двух буксиров мощностью 
2800 л.с. каждый и четырех барж общей грузовместимостью 8000 тонн 
доставляет зерно со Светловодского речного терминала на рейд и в морские
 порты.
Как сообщили «Портам Украины» в холдинге, за первое 
полугодие 2019-го речной терминал отгрузил на водный транспорт около 104
 тыс. тонн зерна, в то время, как за аналогичный период прошлого года – 
лишь 32,3 тыс. тонн. Тогда «Агровиста»  еще не эксплуатировала свой 
собственный флот, а фрахтовала его –  в первый рейс на Днепре 
баржебуксирные составы вышли только в сентябре 2018-го.
«Для нас 
каждый день навигации дорог, так что как только она открылась 6 марта, 
наша компания начала грузить в баржи кукурузу для перевалки на рейде 
Херсонского МТП», – говорит коммерческий директор компании 
«Гермес-Трейдинг» Михаил Егоров. «Мы рассчитываем, что сможем перевозить
 ежегодно не менее 100 тыс. тонн грузов», – делится планами директор 
компании Юрий Скичко.
«Новичок» на Днепре, «Аскет Шиппинг», начав 
отгрузки 28 марта, за три месяца навигации перевалил 30 тыс. тонн 
зерновых грузов.  Всего же за 2018/2019 маркетинговый год объемы 
собственной грузоперевалки компании на Днепре превысили 50 тыс. тонн.
«Аскет
 Шиппинг» оперирует терминалами в Днепре, Запорожье и Черкассах. В 
Запорожском порту у него есть крытый склад емкостью единовременного 
хранения около 2 тыс. тонн, что позволяет работать не только по прямому 
варианту, но и накапливать грузы.
На реке «Аскет Шиппинг» работает
 не так давно: отправлять партии зерна со своих речных площадок на 
рейдовую перевалку и непосредственно на экспорт компания начала в 
сентябре прошлого года. До этого «Аскет» работал только на море. В 
Бердянском морском порту он организовал погрузку по прямому варианту: 
портовой оператор доставляет зерно со складов, расположенных недалеко от
 порта. Подобную схему компания перенесла и на реку. Сейчас «Аскет» 
демонстрирует неплохие темпы и намерен дальше развивать речную 
логистику.
Рост экспорта зерновых способствует развитию речной 
логистики. Так что мы еще увидим появление новых судов для перевозки 
этого груза по реке. Тем временем в отрасли уже обсуждают перспективы 
каботажных перевозок пищевого налива. Этой весной речные суда были 
впервые задействованы для доставки на экспорт подсолнечного масла. В 
Днепропетровский речной порт АСК «Укрречфлот» его привозили с завода 
«Олейна» компании Bunge автоцистерны. Далее речной флот доставляет масло
 на рейд. На терминале «Эвери» в Николаевском морском порту впервые 
осуществили загрузку танкера растительным маслом одновременно по 
маслопроводу с берега и с судна на судно. В мае на речные суда было 
перегружено порядка 11 тыс. тонн. масла.
 «Мы построили систему 
перевозок под заказы компании Bunge и уже выполнили для них несколько 
рейсов. Параллельно находимся в процессе переговоров с другими 
участниками рынка», – говорит директор по логистике компании 
TransShipOil Аркадий Бородкин. По его словам, сейчас в проекте 
задействовано три танкера со средней грузовместимостью 2700-3000 тонн, 
из которых два перевозят масло из Днепра в Николаев, а одно используется
 как накопитель. Уже до конца лета компания планирует увеличить флот до 6
 единиц и начать работать еще и в других речпортах.
Андрей Муравский
Андрей Муравский
