среда, 6 февраля 2019 г.

Кто, сколько и чего перевез на реках Украины в 2018 году


6 марта в Киеве пройдет «Речной форум 2019». Перед мероприятием мы опросили участников рынка речных перевозок об итогах прошлого года, каких показателей они достигли и как меняется грузовая база.
В 2018 году по реке Днепр было перевезено около 9,9 млн тонн грузов. По информации Администрации морских портов Украины, это на 22,4% больше, чем годом ранее, когда транспортировали 8,1 млн тонн. Вообще же за последние пять лет перевозки выросли более чем вдвое – в 2014 году по Днепру транспортировали 4,3 млн тонн, в 2015-м – 5 млн тонн, в 2016-м – 6,4 млн тонн. Кроме того, как подсчитали «Порты Украины», в 2018 году по Южному Бугу речной флот перевез не менее 850 тыс. тонн грузов.
Крупнейшие игроки на внутренних водных путях Украины – компании «Укрречфлот» и «НИБУЛОН».
Как сообщили «Портам Украины» в «Укрречфлоте», за прошлый год собственным флотом компания перевезла 2,4 млн тонн грузов (основные – металл, песок и зерно), что на 4% выше прошлогодних показателей. «Это без учета внутрепортовых перевозок в Николаевском и Херсонском морских портах, рейдовых операций», – уточнил начальник коммерческого департамента Дмитрий Ягелло. И добавил, что речные порты, принадлежащие компании, перевалили в общей сложности 4,1 млн тонн грузов.
В судоходной компании «НИБУЛОН» подсчитали, что за период навигации по внутренним водным путям перевезли более 2,8 млн тонн, что превышает показатель предыдущего года на 24%. В частности по Днепру было перевезено более 1,9 млн тонн грузов (+24%) и около 600 тыс. тонн по Южному Бугу (+37%), остальные 300 тыс. тонн – перевозка на внешний рейд по БДЛК.
Основной груз – зерновые. Но помимо этого «НИБУЛОН» перевез и 219,6 тыс. тонн других грузов, что более, чем на 70% выше показателей 2017-го. «В 2018 структура и объем перевозки других грузов значительно расширился. В частности, сегодня мы, кроме зерна, занимаемся перевозкой херсонских арбузов и дынь, металла, строительных материалов (песка, свай и т.п.), угля. А в ноябре флот компании освоил перевозки крупногабаритных грузов, а именно печи для обжига железорудных пород», – сообщили в компании.

Зерновые грузы

В 2018 году речники перевезли по Днепру более 3,1 млн тонн зерновых грузов, в то время как годом ранее – 2,6 млн тонн (+15,3%). Кроме того, 850 тыс. тонн составили перевозки зерновых на Буге. «НИБУЛОН» транспортировал по Днепру более 1,7 млн тонн зерновых, «Укрречфлот» перевез в каботаже 500 тыс. тонн такого груза.
Росту перевозки зерновых поспособствовало и пополнение флота, способного работать в каботаже. Так, «НИБУЛОН» спустил в 2018 году на воду два стометровых несамоходных судна грузовместимостью по 5000 тонн и два многоцелевых буксира мощность 3500 л.с. Как уверяет заместитель директора судоходной компании «НИБУЛОН» Александр Тарановский, помимо дополнительных единиц флота, на объемы перевозок по рекам повлияло также формирование эффективных баржа-буксирных составов и максимальное использование грузовместимости несамоходных судов в зависимости от имеющихся уровней воды на реках.
Компания «ГРЕЙН-ТРАНСШИПМЕНТ» закончила этим летом модернизацию баржи «Грейн-1» вместимостью 1000 тонн  и трех буксиров. PLUTUS и ZEUS – буксиры-толкачи смешанного плавания (река-море), мощностью 2400 л.с., длиной в 34,4 м, шириной 11,5 м, с осадкой 2 м. Буксир «Алый» способен тянуть баржи до 2500 тонн и выполнять морские буксировки. Всего же собственный флот компании позволяет перевозить до 20 тыс. тонн единоразово.
Водными путями «ГРЕЙН-ТРАНСШИПМЕНТ» транспортировала в 2018 году более 300 тыс. тонн грузов. «Непосредственно на Днепре мы перевалили в ушедшем году более 60 тыс. тонн. Также мы возобновили перевозку зерна из элеватора в Новой Одессе, который расположен на реке Южный Буг, конечным пунктом доставки зерновых был Одесский морской порт. В последний раз зерно на элеваторе в Новой Одессе отгружалось на баржу в 2011 году», – рассказал «Портам Украины» директор компании Александр Григоренко.
Коммерческий директор Евгений Игнатенко поделился планами строительства серии из восьми барж вместимостью 3100 тонн и осадкой 3,1 метра. «Программа будет реализовываться в Измаиле компанией «Дунайсудосервис», где мы и модернизировали свои буксиры и баржу. В этом году также будет введен в эксплуатацию буксир ZEUS», – сказал он.
На реке появилось  и новые игроки. В прошлом году на Днепр прибыли буксиры и баржи холдинга «Агровиста» (группа компаний «Уаком»  и «Гермес Трейдинг»). Холдинг приобрел два буксира в Европе еще в 2017 году, они спустились по Дунаю в Измаил, где и проходили модернизацию. «В сентябре на Светловодский речной терминал пришел первый состав из буксира и трех барж, а через месяц второй буксир привел еще две баржи грузоподъемностью по 2000 тонн. Теперь  барже-буксирный флот Светловодского речного терминала состоит из двух буксиров мощностью 2800 л.с. каждый и четырех барж типа Европа-2Б общей грузовместимостью 8000 тонн. Это позволит перевозить ежемесячно 16 тыс. тонн зерновых грузов. Мы рассчитываем, что в дальнейшем приобретенный флот будет делать в год 14-15 рейсов и позволит нам перевозить ежегодно порядка 100-110 тыс. тонн грузов», – отметил директор компании «Гермес-Трейдинг» Юрий Скичко.
«В общей сложности со Светловодского речного терминала на железнодорожный, автомобильный и речной транспорт в 2018 отгрузили 177 тыс. тонн, что на 5% больше по сравнению с 2017-м годом, когда было перегружено 169 тыс. тонн. На речной транспорт отгрузили более 93,2 тыс. тонн, что на 12% больше показателей 2017 года (почти 83 тыс. тонн)», – рассказал коммерческий директор «Гермес-Трейдинг» Михаил Егоров.
«Барже-буксирный флот был укомплектован и были оформлены все необходимые документы ближе к началу ноября. До конца навигации буксир «Гермес-2» и четыре баржи успели сделать три кругорейса и перевезти около 24 тыс. тонн кукурузы из Светловодска в Николаев для перегрузки как на пароходы, так и на морской терминал. Остальную часть своих грузов и грузов клиентов речного терминала  в 2018 календарном году  транспортировали  зафрахтованым флотом. «Гермес-1» с начала октября работал в тайм-чартере и сделал несколько рейсов. Ориентировочно перевезли 31,5 тыс. тонн пшеницы, ячменя, кукурузы других компаний. Зерно доставляли из Благовещенки, Камянки, Мишуриного Рога в Очаков для дозагрузки панамаксов на рейде», – уточнил он.
Кроме того, осенью перевозить зерно по Днепру начала компания ООО «Аскет-Шиппинг». Как сообщил «Портам Украины» замдиректора компании Андрей Харченко, с сентября по конец декабря компания загрузила на Днепре 11 судов, отгрузив в общей сложности более 26 тысяч тонн. «Мы начали перевозить зерно, рапс и шрот со своих речных терминалов в Запорожье и Днепре в морские порты и на рейдовую перевалку», – рассказал Харченко.
«Речная логистика развивается. Хотелось бы поблагодарить за сотрудничество коллег  из компаний «Порто-Шиппинг», «Укрречфлот», «Кофко», «Бунге», «НИБУЛОН», «Судосервис», – отмечает руководитель «Гермес-Трейдинг» Юрий Скичко.
«Многие небольшие компании сомневаются, возить свои грузы водой, продолжая надеятся на железную дорогу. Это сомнение – самый страшный враг, из-за него они теряют, прогнозированную доставку груза в любой порт Украины. Ведь самое трудное – это начать!», – уверяет в свою очередькоммерческий директор компании «ГРЕЙН-ТРАНСШИПМЕНТ» Евгений Игнатенко.

Металл

Металлопродукции по Днепру было в 2018 году перевезено около 1,3 млн тонн (+6,7%). Значительная часть – это отправки «Запорожстали». Как сообщила пресс-служба меткомбината, в 2018 году он увеличил отгрузку продукции речным транспортом на 17,6% – до 674 тыс. тонн. Основной партнер «Метинвеста» – «Укрречфлот», который и доставляет его грузы, а также перегружает их в своих речных портах.
Но весной «Метинвест» начал сотрудничать с компанией «НИБУЛОН». Из Каменского груз для дальнейшей перегрузки на морские суда доставлялся баржами в порт Южный. В обратном же направлении отправляли уголь. С апреля по ноябрь судоходная компания перевезла почти 177,2 тыс. тонн таких грузов, в том числе около 120,3 тыс. тонн металла и 57 тыс. тонн, угля, «что значительно превысило плановые объемы».
Кроме того, внутренними водными путями пользовалась и компания «Феррэкспо», отправляя баржами с Полтавского ГОКа  в Измаил окатыши. Хотя в основном «Феррэкспо» доставляет в морские порты свои грузы ж/д транспортом, такие перевозки в компании считают альтернативными.

Стройматериалы и другое

Наибольшая часть грузоперевозок – строительные материалы. И в прошлом году (как и в позапрошлом) они дали рост – 5,4 млн тонн (+22,6%). Впрочем, в эту же категорию чиновники включают «прочие грузы». На треть выросла доставка речным тренспортом нефтепродуктов – 69,1 тыс. тонн против 48,2 тыс. тонн годом ранее.
Отдельно стоит отметить перевозки речным транспортом минеральных удобрений. Так, в марте прошлого года импортер удобрений «Одесса Агрохим»  (ныне – «Белор Украина») впервые доставил их по Днепру. В 2017 году компания приобрела и отремонтировала танкер «Одиссей І» емкостью 500 тонн, и именно это судно доставило из Херсона в Запорожье первую партию удобрений.
Как сообщил руководитель компании Тарас Иващенко, по итогам 2018 года «Белор Украина» транспортировала по украинским рекам около 25 тыс. тонн минудобрений. «В Запорожье мы доставили 2000 тонн КАС и 9000 тонн аммиачной селитры, в том числе 2800 – напрямую из Грузии. Туда доставили 1100 сульфата аммония и 1400 тонн тройного суперфосфата. В Горишни Плавни доставили 5000 тонн аммиачной селитры, из которых 2000 тонн – напрямую из Грузии. В Днепр доставили 3000 тонн аммиачной селитры. Кроме того, 3700 тонн селитры доставили в Вознесенск», – перечислил Иващенко. И уточнил, что собственным судном возил только КАС, а селитру, сульфат и тройной суперфосфат – зафрахтованным флотом (баржесоставами и сухогрузами).
«Компания «Белор Украина» рассматривает речную логистику как стратегически важную для доставки украинским фермерам минудобрений. Мы планируем развивать свое присутствие в Запорожском речном порту, Днепре и Кременчуге. Это крупные аграрные регионы, где есть высокий непокрытый спрос», – добавил он.

Контейнерные перевозки

Но на фоне позитивной динамики падение показали контейнерные перевозки: если в 2017 году по реке транспортировали 1948 контейнеров, то в прошлом году – лишь 75 единиц.  Хотя годом ранее перспективы этого сегмента выглядели более радужно – «Укрречфлот» поставил на каботажную линию, на которой уже работал  теплоход «Механик Черевко» дедвейтом 3800 тонн, второе судно дедвейтом 3200 тонн, DNIPRO LINE и по итогам года был рост по сравнению с 2016-м, когда по Днепру транспортировали 1711 контейнеров. Как отметили в компании, способность каботажной линии (Днепр – черноморские порты) – до 1800 TEU в месяц, но  она не используется «в силу экономических причин».
По данным «Портов Украины», значительную часть контейнеров, которые перевозились в 2016 году, составляли контейнеры с грузами компании «Интерпайп» – 1528 контейнеров (около 37 тыс. тонн). Но уже в 2017 году их стало меньше практически в два раза – 826 контейнеров (около 18,8 тыс. тонн).
Контейнеры с реки перешли на железную дорогу. Терминал в Днепре с морскими портами связывает железнодорожная контейнерная линия, которая замыкается на «ТИС контейнерный терминал». Это совместный проект «Укрречфлота» с компаниями ТИС и Maersk Line. Специальный контейнерный поезд вместимостью 100 TEU преодолевает 630 км расстояния за 19 часов. По пятницам еженедельно отправляется поезд из ДРП, а по понедельникам – из Южного. Провозная способность поезда в месяц – 800 TEU. Как уточнили «Портам Украины» в компании «Укрречфлот», суда-контейнеровозы перешли «на другие направления».

Источник: Порты Украины

Читайте также