четверг, 19 сентября 2019 г.

Тайный язык судоходства


Большим судам нелегко самостоятельно маневрировать в порту. В этом случае им на помощь приходят буксиры. 

Вы когда-нибудь видели, как щенок пытается угнаться за спортивным велосипедом? Так вот, буксировка контейнеровоза очень напоминает такую ситуацию. 

Команда на буксире каждый день делает то, о чем мы даже не подозреваем. Они без особых усилий могут определить размер судна, его форму, назначение и особые характеристики, ориентируясь лишь по загадочным цифрам, буквам и символам на корпусе судна. Для непрофессионалов эти обозначения как китайская грамота. Однако для тех, кто «в теме», они могут дать всю информацию о характеристиках судна и судоходстве. 

80% мировой торговли приходится на перевозку океанскими путями. Более 90000 торговых судов ежегодно курсируют в международных водах. Танкеры, балкеры и контейнеровозы – самые большие самодвижущиеся объекты на Земле. На сегодняшний день это самые важные средства транспортировки, так как ежегодно они перевозят миллиарды тонн товаров, от машин до сырой нефти и контейнеров. 

«Судно имеет свою особую неповторимую красоту, — говорит фотограф и по совместительству механик на буксире из Сан-Франциско Дэвид Вебстер Смит. — С буксира открывается лучший вид на суда. Поэтому, как только у меня появляется возможность, я сразу достаю фотоаппарат». 

На большинстве судов на корме имеются стандартные обозначения: владелец судна, название, порт (или флаг), номер ИМО. Например, компания American President Lines (APL) владеет судном Mexico City, которое ходит под флагом Сингапура. 


Судовладелец, название и флаг судна могут меняться, однако номер ИМО остается неизменным согласно правилам международного морского соглашения. Также как регистрационный номер автомобиля, номера ИМО помогают предупреждать мошенничество. Стоит сделать запрос по номеру ИМО и вся история судна сразу появится перед вами. 

Вы задумывались, что это за желто-зеленые объекты на швартовых концах, напоминающие печенье с предсказанием? Это противокрысиные щитки, которые не дают грызунам пробраться с дока по швартовым канатам на судно. 

И почему портом приписки судна, которым владеет Южно-Корейская компания Ханджин (Hanjin), является Панама? 

Более 70% мировых торговых судов ходят под так называемым «удобным флагом». Это значит, что судно зарегистрировано в иностранном государстве и ходит под флагом этой страны, для того, чтобы сократить эксплуатационные расходы, уклониться от налогов или избежать более строгих стандартов в своей родной стране. 

Флаги Панамы, Либерии и Маршалловых Островов безоговорочно считаются самыми «удобными» флагами». Для этих стран ведение такого рода бизнеса с судоходными компаниями является основным источником дохода. 

Есть еще один факт об этом судне, заслуживающий внимания. Обратите внимание на моряков слева и справа на фото. 


На самом деле, это всего лишь манекены. Они создают впечатление, что на вахте все время кто-то есть, чтобы одурачить пиратов. 

Эти обозначения называются грузовая марка и круг Плимсоля, и показывают максимальную посадку судна при загрузке в разных регионах земного шара, в зависимости от плотности воды. 

Они обязаны своим названием члену Британского парламента Самуэлю Плимсолю. Будучи обеспокоенным потерей судов и гибелью экипажей из-за перегруза, в 1876 году он спонсировал законопроект, согласно которому суда обязали иметь отметки на обоих бортах. Если судно перегружено, отметки исчезают под водой. Изначально, «отметка Плимсоля» представляла собой круг с горизонтальной линией, проходящей через него. Символ стал использоваться по всему миру; дополнительные отметки были добавлены в последующие годы. 

Буквы на противоположных сторонах круга указывают на принадлежность судна определенному регистру. AB — это Американское бюро судоходства ABS, один из 12 членов международной ассоциации классификационных обществ, которые устанавливают и поддерживают стандарты безопасности для более чем 90% всех грузовых судов в мире. 

Отметки и буквы с правой стороны круга указывают на максимальную загрузку в разных климатических условиях. Соленая вода имеет более высокую плотность, чем пресная, а холодная вода плотнее, чем теплая. Так как плотность воды влияет на плавучесть судна, для разных условий требуются разные грузовые отметки. 

Буква «W» обозначает максимальную загрузку судна зимой, «S» — летом в морской воде в умеренном климате; «T» — в морской воде, «TF» — в пресной воде в тропическом климате, например в Амазонке. 

На данном фото у судна как бы выступающий из-под воды нос так называемой бульбообразной формы. 

Несмотря на неприглядный вид, «бульб» уменьшает сопротивление, увеличивает скорость и способствует экономному расходу топлива. 

Белый символ, напоминающий цифру «5» без верха говорит нам о наличии «бульба». При большой загрузке он может быть полностью скрыт под водой, что грозит опасностью наезда буксира на подводную часть корпуса, или столкновения с причалом. 

Белый круг со знаком «X» внутри указывает на наличие носового подруливающего устройства, которое помогает судам маневрировать, в частности при постановке к причалу и отходе от него. 

Цифры, расположенные в вертикальном порядке – марки осадки – показывают расстояние от киля до ватерлинии. Если, например, вода достигает отметки 10, это значит, что судно имеет осадку 10 метров, то есть погружено под воду на такое значение. 


По уровням осадки по обеим сторонам корпуса судна можно понять, насколько погружено или перегружено судно, а также имеет ли крен и дифферент. 

Слева, наряду с обозначениями бульба и подруля, знаки «BT|FP» говорят о наличии водонепроницаемой переборки между балластным танком (BT) и форпиком (FP), самым передним отсеком корпуса судна. 

На этом фото, сделанном с одного буксира, видно, как два других подходят к нефтяному танкеру возле моста Ричмонд-Сан Рафаэль-Бридж. Белые стрелки на корпусе судне указывают на наличие бортовых буксировочных кнехтов, за которые можно закрепить буксирный конец. 


Надпись «SWL 50t» означает максимальную рабочую нагрузку для каждого из них, в тоннах. 

А что это? — подумаете вы, – убежище для пернатых в море? 


Не совсем, хоть эти отверстия и называются скворечниками. Они являются частью внутрикорпусной лестницы, которая помогает морякам подниматься на баржу. В отличие от грузовых судов, баржи с плоским днищем несамоходные, поэтому буксиры обычно толкают или тянут их. В давние времена их тянули лошади, мулы и ослы вверх по реке или каналам по прилегающей дорожке. На баржах зачастую нет экипажа, но бывают случаи, когда необходимо подняться на борт, например для швартовки. Эти «скворечники» помогают подниматься. 

Цвет судна — это не только вопрос эстетики или брендинга. При двуцветной окраске краска, используемая ниже ватерлинии, имеет совершенно другой химический состав, который устойчив к взаимодействию с водой. Покрытие подводной части корпуса должно защищать судно не только от коррозии, но также и от обрастания водорослями и ракушками. Обрастание корпуса живыми морскими организмами создает эффект торможения, замедляя ход судна и увеличивая расход топлива до 40%. А перемещение различных видов по земному шару, обосновавшихся на корпусе, также могут поражать экосистему. Для того, чтобы избавиться от подобных «попутчиков», судно периодически становится в сухой док для чистки и механической обработки корпуса. 

В качестве превентивных мер используют краску, предотвращающую обрастание корпуса. Ранее такие краски содержали медь и даже мышьяк, которые отравляли не только организмы, но и воду. Современные краски и покрытия более экологически безопасные. 

Белый прямоугольник с желтой окантовкой  – это марка, указывающая место посадки лоцмана. 


Лоцман – это судоводитель с опытом работы в данном регионе, хорошо знающий местную береговую обстановку и местный фарватер, и проводящий по нему морские или речные суда. 

Лоцман обычно подходит к судну на лоцманском катере и поднимается по специально вооруженному трапу. 

Ну а белые отметки на красном корпусе — это следы «боевых ранений», напоминающие о касаниях судна с буксирами, причальными кранцами или доками. 

Читайте также