понедельник, 10 сентября 2018 г.

Из истории Измаила - речные пассажирские перевозки


В 1940 г. после присоединения Бессарабского края к УССР в Измаиле был открыт Морвокзал. В 1940-41 гг. действовала только одна пассажирская линия – Измаил-Вилково-Измаил, на которой работало грузопассажирское судно Черноморского пароходства «Северная Буковина» (по другим данным - «Советская Буковина»). 22 июня 1941 г., когда началась война, пароход в Измаиле попал под расстрел с румынской стороны, погибли семь человек, включая капитана.
В октябре 1944 г. было основано Советское Дунайское государственное пароходство (СДГП), и пассажирские перевозки, прерванные войной, возобновились. На местной линии ходили пароход «Минск» и небольшие катера.

В начале 1950-х гг. открылось сообщение Измаил-Одесса. На этой линии работал колёсный грузопассажирский пароход «Киев», который в 1954 г. попал в шторм и чуть не затонул. После этого его передали Азовскому пароходству. На смену осенью 1955 г. в Измаил прибыл теплоход «Белинский», построенный в ГДР. 

В 1953 г. пароходство получило семь речных трамваев типа «Москвич»: «Альбатрос», «Чайка», «Ласточка» и др., а чуть позже – «Измаильский пионер», построенный из металлолома, собранного школьниками города. Эти суда ходили на местных линиях: Измаил-Вилково с заходом в Килию и с. Лески, Измаил-Рени с заходом в с. Орловка. Была ещё так называемая озёрная линия – Измаил-Новосельское-Плавни-Котловина, а летом суда заходили ещё и на пляж Бабель (Озёрное). Трамвайчик по реке Репида заходил в озёра Кугурлуй и Ялпуг. В 1964 г. Репиду перегородили дамбой и линию закрыли.

Весной 1958 г. открылась ещё одна линия – «огородная». Работникам пароходства стали выделять участки под огороды на острове за Репидой. Пароходство поставило понтоны на 110-116 км реки Дунай, и трамвайчик «Альбатрос» совершал туда рейсы. Потом остров затопило и линия прекратила работу. 

В 1960 г. открылся пляж в Крепости, и туда стало ходить судно «Сокол». За 15 копеек можно было совершить прогулку от морвокзала на пляж. В 1972 г. линию закрыли, а «Сокол» передали в портофлот, где он закончил свою работу трагически. В один из сентябрьских дней 1975 г. на рейде II района порта он пытался проскочить мимо шедшего полным ходом сухогруза «Дмитрий Кантемир». Произошло столкновение, и трамвайчик затонул. При этом погиб находившийся на борту солдат-пограничник.

В 1950-х гг. морвокзал выглядел так: на месте нынешнего здания стояло деревянное, построенное в 1940 г. Там, где ныне находится часовня, была лесопилка артели «Октябрь». Возле неё лежали штабеля брёвен, кучи опилок и обрезки древесины. Восточнее здания морвокзала высились горы белого и жёлтого песка, который порт завозил баржами и отпускал всем строительным организациям (с 1968 г. стали отпускать на 85 км).

На Дунае, напротив здания вокзала, стоял дебаркадер, к которому швартовались пассажирские суда. Недалеко от него находился понтон, где базировались три однотипных рейдовых катера – «Орион», «Вега» и «Нептун». Далее, в сторону рыбзавода, стояли морские буксиры «Баян», «Дунаец», «Тузла» и др. В 1968 г. в конце причальной стенки поставили плавучую гостиницу «Маяк», в которой жили в основном учащиеся ГПТУ-6 (будущая «Девятка»).

Летом 1960 г. пароходство получило пассажирские речные теплоходы «Амур» и «Дунай», и была открыта туристическая линия Измаил-Вена-Измаил. С 1961 г. ее продлили до Одессы, и линия получила название «От Альп до Чёрного моря». В Измаиле туристов пересаживали на т/х «Белинский». Позже на некоторое время его сменил т/х ЧМП «Колхида». В 1970 г. в Ленинграде был построен т/х «Осетия», который стал на круизную линию, а «Белинский» вернули на линию Измаил-Одесса-Измаил.

После открытия туристической линии территорию морвокзала и окружающую местность срочно начали благоустраивать: убрали лесопилку, площадь заасфальтировали, построили бетонную набережную, стали засыпать прибрежное болото, территорию порта огородили добротным забором (до этого он был из горбыля). На набережной установили киоски по продаже сувениров и мороженого.

Для швартовки туристических судов в Румынии (г. Галац) построили дебаркадер «Измаил» с рестораном «Турист» на втором этаже (в народе – «поплавок»).

В середине 1960-х гг. на местной линии начали работать суда на подводных крыльях («Ракета»), а с 1970-х – и на линии Измаил-Одесса («Метеор»). Летом они возили отдыхающих на пляж в с. Приморское.

В 1970 г. впервые в истории пассажирского флота т/х «Амур» совершил пробный рейс в Пассау (Германия) и подтвердил возможность продления туристической линии до этого порта. С 1971 г. оба речных лайнера СДП начали совершать регулярные перевозки на этой линии.
Министерство морского флота СССР высоко оценило успехи дунайцев и заказало новые пассажирские суда. В марте и мае 1970 г. со стапелей были спущены теплоходы «Волга» и «Днепр».

В апреле 1977 г. флот СДП пополнился морским пассажирским лайнером «Айвазовский», а в 1979 г. были построены ещё два речных комфортабельных теплохода – «Украина» и «Молдавия».

В связи с увеличением объёмов пассажирских перевозок возникла необходимость строительства нового здания морского вокзала. 13 августа 1972 г. на торжественном митинге управляющий трестом «Черноморгидрострой» Нагорный вручил символический ключ от морвокзала начальнику Измаильского порта Б. Щербине. Здание построено по проекту архитектора Г. Машкович.

Для удобства пассажиров были оборудованы двухэтажный зал ожидания, комната матери и ребёнка, ресторан, читальный зал, камера хранения багажа. Основная тематика оформления здания вокзала – морская. Врезанные в стену панно, так называемый цветной левкас, выполнили художники Г. Погорецкий и И. Триколенко. В ресторане «Нептун» стены и колонны были покрыты резьбой по дереву. На её исполнение художникам А. Рихтеру и Е. Штивельману потребовалось два года. Холл одного из залов украсила чеканка, выполненная начальником измаильского отделения «Гипрограда» Л. Медяновым. 

Восточнее здания морвокзала была создана зелёная зона с аллеями и скамейками для отдыха. В ноябре 1983 г. на набережной открылся памятный знак в честь 100-летия регулярного отечественного судоходства на Дунае. На открытии присутствовал министр морского флота СССР Т. Гуженко. Инициатором установки стелы был начальник СДП В. Пилипенко, а разработал проект его заместитель по капстроительству Е. Князев.

Читайте также