воскресенье, 17 февраля 2019 г.

КАК ЭТО БЫЛО. СУДОПОДЪЕМ ТЕПЛОХОДА «ЗЕРНОГРАД»


В 2019 году уникальной по инженерному решению и качеству исполнения операции, осуществленной специалистами Украинского Дунайского пароходства по подъему теплохода «Зерноград», исполняется 25 лет. 


11 февраля 1994 года в словацком шлюзе Габчиково потерпел аварию теплоход «Зерноград». При шлюзовании его кормовая часть зацепилась за оголившийся бетонный выступ – «король», предназначенный для раскалывания льда, и при спуске воды судно под углом 45 градусов уперлось в дно камеры. Происшествие оказалось неожиданным и трагичным – во время аварии погиб капитан судна В.И. Неварко.

Операция по судоподъему «Зернограда» стала уникальной и потребовала консолидации сил и знаний многих специалистов береговых служб и флота.

Сразу же после аварии в пароходстве была создана специальная группа (судоподъемная экспедиция), главной задачей которой стала разработка плана по спасению затонувшего теплохода, которую возглавил Петр Семенович Суворов, тогда занимавший должность главного инженера предприятия. Действовать надо было оперативно, так как словацкая сторона требовала освободить шлюз до 15 марта. 


Уже на следующий день после аварии в шлюз была направлена экспертная группа, которая должна была решить ряд первостепенных вопросов – отправить домой экипаж, закрепить судно, чтобы оно не сползало, при этом не повредив дно гидротехнического сооружения.

Всю ответственность за спасательные работы дирекция шлюза «Габчиково» возложила на пароходство.

В состав экспедиции вошли специалисты проектно-конструкторского бюро, технического отдела, отдела технического и аварийно-спасательного флота, служб судового хозяйства и мореплавания, техники безопасности, базы технического обслуживания, экипажи судов «Звездный», «Юнга», водолазная станция «Тайфун». Тягу обеспечивали два буксира-толкача типа «Рига-Иваново».

Место затопления не позволяло использовать судоподъемники «Киев-1» и «Киев-2», поэтому решено было подключить понтоны ТМИ-4 и ПДМ-10. Проект спасения судна, разработанный специалистами ПКБ пароходства, предусматривал максимальную сохранность корпусных конструкций и механизмов от повреждений во время работ, а также некоторое количество дополнительных конструктивных наделок, неизбежных при судоподъеме. Уникальность операции состояла в том, что проектные и судоподъемные работы проводились одновременно. Расчетной группе под руководством П.П. Стаси довелось решать невероятно ответственную и сложную задачу. Это было необычное с технической точки зрения задание. За очень ограниченное время специалисты разработали огромный проект с множеством чертежей и технических выкладок.

Работы разбили на несколько этапов. Первый – снятие судна с «короля» и установка его на дно правой камеры шлюза. Второй – подъем его со дна и вывод в затопленном состоянии за пределы камеры на специально подготовленную площадку в аванпорту Габчиково. Третий – восстановление плавучести судна с помощью судоподъемных средств и наращивание за счет изменений нагрузки судна.

Не только профессиональные умения, но и мужество требовались от водолазной группы во главе с С.А. Вавриком. Им предстояло обследовать теплоход, а затем в ледяной воде, при сопутствующих неблагоприятных условиях, выполнить подводную часть работ.

Вся операция была проведена в рекордно короткие сроки – 20 дней, несмотря на сложные погодные условия, и была организована на самом высоком уровне: каждый из участников четко знал, что ему делать, и действовал слаженно. Работы велись круглосуточно.

25 марта «Зерноград» был выведен из шлюза и 18 апреля в составе каравана теплохода «Баку» (капитан А.П. Липатов) прибыл в Измаил. Во время транспортировки тоже не обошлось без трудностей из-за нарушения остойчивости аварийного судна.

Опыт этой уникальной операции стал поистине бесценным и использовался в других судоподъемах. Высокий профессионализм наших специалистов признала словацкая сторона, а также представители других иностранных фирм, наблюдавших за ходом работ.

Автор: Татьяна Котовенко

Читайте также