Сторінки

среда, 14 октября 2020 г.

В первый год жизни пароходства




Первый, самый трудный год в истории Украинского Дунайского пароходства.

Связь 

К концу 1945 года пароходством было организовано 12 радиостанций, из них 5 – в 1944 г. 

В 1944 году в Измаильском порту был установлен телефонный коммутатор на 20 номеров (в 1945 г. – расширен до 40 номеров), для связи с городом – коммутатор на 30 номеров. 

В августе 1945 года диспетчерская пароходства была соединена прямым проводом с Измаильской междугородной станцией, а в октябре была установлена прямая «ВЧ» связь с Бухарестом, Будапештом и всеми городами Советского Союза. 

Авиапочтовая связь осуществлялась с агентствами рейсами самолетов, находившимися в распоряжении отдела водных перевозок при Союзной контрольной комиссии (СКК) в Румынии, позже – при Дунайском Военно-транспортном управлении (ДВТУ). 

Строительство, восстановление 

В 1945 году пароходство построило и восстановило: в Измаиле – жилые дома, служебные здания, детский сад, складские помещения; в Килии – учебный комбинат (школу мореходного обучения, ремесленное училище, столовые и общежитие этих учебных заведений). 

В порту Измаил были построены: электростанция на 500 кВт, кирпичный завод, санпропускник, баня, клуб, временный морвокзал, бараки, расширены портовые мастерские, выполнены расчистка территории от завалов, восстановление жилых домов. 

В порту Рени: обустроены подъездные железнодорожные пути, открытые грузовые площадки, построены крытые склады, столовая, санпропускник, диспетчерская, временный гараж, автодорога из брусчатки, выполнены электроосвещение территории, укрепление причалов, восстановление жилых домов. 

В порту Килия: построены крытые склады, расширены мастерские СРЗ, восстановлены и построены жилые дома и общежитие. 

В порту Вилково: построен склад, восстановлены и построены жилые дома. 




Автотранспорт 

На 1 января 1945 года в Дунайском госпароходстве находилось 20 грузовых машин «ЗИС-5» и 5 легковых автомобилей «Виллис». 

В 1945 году получены грузовики марок «Студебеккер», «Форд», «Шевроле», «Фиат», «Татра», «Мерседес-Бенц», «Штайр», «Крайслер», «Фамо», «Хеншель», «Вандерер» и легковые «Адлер», «Хорьх», «Ситроен», «Мерседес-Бенц», «Бьюик», «Опель», «Додж». Многие из поступивших автомобилей передавались другим ведомствам. 

Трофейные легковые автомобили в большинстве находились в нерабочем состоянии и требовали либо восстановительного, либо капитального ремонта. 

Всего на советской территории и в загранагентствах к концу 1945 года пароходство располагало 176-ю автомобилями. 

Зарплата 

Организация заработной платы по Дунайскому пароходству в 1945 году являлась крайне сложным вопросом, т.к. деятельность пароходства распространялась на территории шести иностранных государств, а в пароходстве работали люди с различным гражданством. 

Вследствие неустойчивой экономической послевоенной ситуации валюта придунайских стран систематически обесценивалась, покупная способность в каждой стране также была разной. И в оплате иностранным специалистам пароходству приходилось учитывать эти особенности. 

Так, в августе 1945 года стоимость одной пары ботинок в Будапеште составляла 14 тысяч пенго (5600 советских рублей), а в Бухаресте 37 тысяч лей (1025 рублей). Иногда цены на товары изменялись в сторону повышения по нескольку раз в день. В связи с этим управления иностранных речных пароходств постоянно повышали заработную плату своим работникам. 

Впервые система оплаты для плавсостава в загранплавании на судах СДГП была установлена в декабре 1944 года начальником отдела труда и зарплаты НКМФ В.А. Петручиком в леях только при плавании в пределах Румынии. 

Капитан в зависимости от класса (1,2,3) получал в месяц от 56 до 80 тыс. лей, судовой уборщик от 21 до 26 тыс. лей, навигационная надбавка составляла от 140 до 200 лей в сутки на человека. 

Эта оплата была на 15-20 % выше, чем в Румынском речном пароходстве. 

К августу 1945 года в СДГП ставки оказались ниже на 40-50 %. 

По настоянию пароходства из Наркомморфлота был опять командирован В.А. Петручик для изучения вопроса оплаты плавсоставу, и в результате были разработаны и введены в сентябре новые ставки при плавании в водах Румынии, Венгрии и Австрии. Одновременно, в целях улучшения работы линейных буксиров, были разработаны и введены положения о порядке оперативного порейсового планирования и премирования судовых команд, составлены эксплуатационные измерители работы буксиров (нормы скоростей, маневровых работ и т.д.). 

За выполнение рейсового задания размер премии судовой администрации был установлен в 30%, судовой команде в 20% заработной платы за рейс и за каждый процент перевыполнения рейсового задания – 1% зарплаты за этот период. 

Плавсоставу при плавании в советских водах зарплата была установлена по уровню 1939 года. Максимальная ставка капитана составляла 730 рублей (т.к. использовались первые три группы должностных окладов), она была очень низкой и требовала повышения. 

К началу навигации 1945 года пароходством были разработаны типовые судовые штаты. От Наркомморфлота было получено разрешение на выплату советским подданным, работающим в загранводах, 75% оклада в соввалюте, а иностранным подданным, работающим в советских водах, 75% в инвалюте сверх получаемых окладов. 

Штатное расписание управления пароходства на 1945 год было составлено Наркомморфлотом без участия специалистов СДГП и утверждено в количестве 113 человек. Эти штаты не могли обеспечить нормальную работу, т.к. совершенно не учитывали объем и специфику работы, что приводило к большим сложностям и недостаткам в работе. 

Так, в период утверждения штатов в 1944 году пароходство еще почти не имело своего флота, а в 1945-м было принято свыше 800 судов. 

Оклад начальника пароходства на 1 января 1945 года составлял 2400 рублей, у руководителей служб, отделов управления – 1100-1400 рублей, у сотрудников – 125-800 рублей. 

К началу навигации 1945 года оплата за погрузо-разгрузочные работы производилась повременно. Специалистами пароходства и портов были разработаны нормы и расценки на погрузо-разгрузочные работы, грузчики были переведены на сдельную систему оплаты труда. 

В сентябре 1945 года была установлена новая организационная структура загранагентств, штат всех агентств был установлен в количестве 418 человек. До сентября 1945 года работники агентств получали столовые и суточные. Разница в размере столовых была небольшая, что приводило к уравниловке труда. Поэтому, вместе с новой структурой была введена и новая система должностных окладов. 

Особенно тяжело приходилось сотрудникам агентств в Венгрии, т.к. стоимость продуктов питания и предметов первой необходимости была в 5-8 раз выше, чем в Румынии, а зарплата – ниже. По этому вопросу был направлен специальный рапорт на имя заместителя Наркома морского флота о распространении окладов в Румынии и на работников агентств в Венгрии. Разрешение было получено с учетом установленных СНК СССР надбавок на дороговизну по каждой стране в отдельности. 

Так, начальнику Главагентства в Румынии с сентября 1945 года была установлена оплата 734 тысячи лей, диспетчерам – 496 тысяч, в Венгрии –соответственно 51 и 34 тысячи пенго. 




Премирование и поощрение 

В течение 1945 года в пароходстве были премированы и поощрены 1434 человека, из них 591 – работники плавсостава. 

С августа 1945 года пароходство получало премиальные суммы за награждение знаменем Государственного Комитета Обороны (ГОКО) и знаменем Наркомморфлота и ВЦСПС. 

Низкий процент премирования на судах объяснялся тем, что весь плавсостав находился в загранплавании, а до сентября имелось запрещение Наркомморфлота премировать всех работников, находящихся за границей, в том числе и плавсостав. 

В основном премирование выражалось в выдаче денежных премий, на высшую должность переведены 81 человек, а 15 работникам вынесены благодарности с занесением в трудовые книжки. 

Рабочее снабжение 

Обеспечением питания моряков на судах и на берегу, служащих, рабочих, членов их семей, находившихся на иждивении, занимался созданный в 1944 году отдел рабочего снабжения. 

Основным руководством в упорядочении работ снабжения явился приказ Наркомморфлота об отделах рабочего снабжения Дунайского госпароходства и его портов, утвержденный 28 февраля 1945 года, а фактическое их формирование закончилось в августе 1945 года. До этого времени отделы рабочего снабжения (ОРС) не были укомплектованы ни руководителями, ни счетными и торговыми работниками. Не было самой элементарной организации торговой работы и надлежащего учета товаро-материальных ценностей. Снабжение осуществлялось в неприспособленных помещениях при полном отсутствии оборудования. 

Торговая сеть пароходства к концу 1945 года состояла из 9 магазинов, 5 ларьков-палаток, 7 столовых и 5 буфетов. Товарооборот по розничной торговле составил 4311 тысяч рублей, по общественному питанию 1725 тысяч рублей, выпущено 1238 тысяч блюд за год. За исключением баз Заготзерна и Мясомолсбыта (в Измаиле) базами основных поставщиков пароходства являлись Расжирмасло, Сахарсбыт, Кондсбыт, Табакторг, Легсбыт, Текстильсбыт, Облпромторг и др. находились в Одессе, поэтому ОРС вынужден был обустроить там специальную перевалочную базу. Осложняло работу также отсутствие железной, деревянной бочковой и мешковой тары. 

В обороте промтоваров отсутствовали жестяные изделия, оконное стекло, лампы, ламповые стекла, фарфоровая и стеклянная посуда, галантерея и даже такие мелочи, как пуговицы, зажигалки и кремни к ним. 

Продовольственные карточки работников и членов их семей полностью отоваривались только во втором полугодии за счет рыбы собственного улова и ее обработки, мясопродуктов собственного выращивания и охоты. 

В зимний период ОРС изготовил и приобрел в разных источниках 4 тонны сетей-снастей. В течение 1945 года в пароходстве было создано 8 рыболовецких бригад (100 человек). Из общего количества рыбы – 77 тонн, 37 тонн выловили бригады ОРСа, остальную – Вилковский рыбколхоз, в т.ч. красной рыбы выловлено 10 тонн. 

Во втором полугодии в ОРСе была создана бригада охотников, из 10 человек, которая сдала около тонны дичи. 

Лето 1945 года в Измаильской области было исключительно засушливым. Это привело к большим сложностям в заготовке овощей и картофеля из Татарбунарского района, выделенного для снабжения Дунайского пароходства, а также зерновых, овощей в организованных ОРСом пригородных хозяйствах. На 1946 год ОРСу был выделен поливной участок в 30 га на острове Кислица. 

В пригородных хозяйствах имелись: овцы – 617 шт., крупный рогатый скот – 84, лошади – 51, свиньи – 4, птица (гуси, утки, куры) – 482 шт. 

Снабжение хлебом осуществлялось собственными хлебопекарнями ОРСов в Измаиле, Рени, Килии. Состояние помещений этих пекарен признавалось неудовлетворительным для работы. В элеваторах мука часто отсутствовала полностью, и снабженцам приходилось выезжать на ее поиски за 50 и более километров. Транспорт ОРСа составлял 9 автомашин. 

В 1945 году были организованы подсобные производственные предприятия: 3 пошивочных, 4 сапожных, 3 парикмахерских, 2 лозо-мебельных, 1 бондарное, 1 шубное, 1 винодельческое и 4 по переработке рыбы. 




Детский сад 

Организационные работы по открытию детского сада Дунайского пароходства начались в последнем квартале 1945 года. Расположился детсад по улице Дунайская,1, в одноэтажном доме, где вторую половину занимала коммунальная квартира. В двух тесных комнатах было две группы, где дети занимались и кушали, затем столы складывались друг на друга почти до потолка, а на их место расставляли раскладушки. 

Водопровода не было и воду приходилось носить за два квартала. 

В первый день работы детсада родители – сотрудники пароходства и Измаильского порта спокойно сдали своих детей и ушли. Но среди родителей были и жены грузчиков порта разных национальностей, ничего не знавших и никогда не видевших детских садов. Когда во дворе сада записали данные детей и повели их в группы, мамы бросились к заведующей, стали ловить ее за руки, плакать и о чем-то просить. Говорили они не по-русски. Оказалось – они просили не отнимать детей и не увозить их. Долго пришлось объяснять мамам, что вечером они смогут детей взять обратно. Как будто поверив, мамы вышли за калитку, сели вдоль забора и так просидели до вечера. Несколько раз заведующая выходила к ним, объясняла работу детского сада, но это не помогло. Наутро некоторые не привели своих детей вовсе, а те, что все-таки привели – повторили свое дежурство за калиткой и ситуация изменилась лишь через несколько дней. 

Позже в детсад привезли группу детей в тяжелом дистрофическом состоянии. Они даже не могли сидеть от истощения. Находились эти дети в саду круглосуточно. Сотрудники осторожно кормили их, дежурили ночью, выносили на руках на воздух. У кухни поставили столы и укладывали детей на солнышке и сумели выходить всех. 

В 1946 году начались хлопоты о строительстве нового сада, который бы отвечал элементарным санитарным и педагогическим требованиям. 

С большим трудом был утвержден участок по улице Красивой. Когда был уже готов первый этаж, из НКМФ пришло распоряжение законсервировать строительство, а средства передать в Одесский порт для строительства детского сада там. 

Заведующая Е.А.Куликова взяла отпуск и, купив билет, на свои деньги, поехала в Москву, предварительно собрав всевозможные документы из разных инстанций, что действующий детсад пароходства не отвечает необходимым требованиям. Вместе с заведующей отделом дошкольных учреждений Наркомморфлота Е.А.Куликова сумела доказать, что в пароходстве новый детсад очень нужен – средства восстановили, но они уже шли через Измаильский порт, поэтому с окончанием строительства он получил принадлежность порта. 

Таким был этот первый - самый трудный год в биографии пароходства.

По материалам музея УДП.