Сторінки

понедельник, 1 апреля 2019 г.

ИСПЫТАНИЕ РАЗРУШЕННЫМИ МОСТАМИ

Понтонный мост
Двадцать лет назад на территории бывшей Югославии развернулись события, затронувшие все придунайские страны: бомбардировка Югославии силами НАТО. 

Военные действия начались 24 марта 1999 года. Вечером этого дня были нанесены первые ракетные удары. 

В первые дни военного конфликта флот УДП продолжал двигаться по реке в соответствии с рейсовыми заданиями, связь флота с берегом поддерживалась постоянно, отслеживалось положение судов пароходства в территориальных водах Югославии. Утром 1 апреля был нанесен ракетно-бомбовый удар по мостам в районе порта Нови-Сад, в 100 км от Белграда. При этом был разрушен мост им. Маршала Тито, обломки которого перекрыли фарватер на 1255 км реки Дунай. 

В первые дни бомбардировок были разрушены три моста у Нови-Сада и Богоево, в результате чего Дунай разделился на две части – ниже и выше югославских мостов. Руководством пароходства было принято решение о выведении речного флота из югославских территориальных вод и его расстановке в портах Верхнего и Нижнего Дуная, начата отправка экипажей домой, часть членов команд оставлена на судах для обеспечения сохранности караванов и безопасности грузов. Ежесуточно пароходство с портами и железнодорожной станцией несли убытки в размере 300 тыс. долларов, возникла угроза срыва контрактов. Пароходство перешло на особый режим работы. Для принятия экстренных мер был создан оперативный штаб, работавший круглосуточно. 

Не только работники пароходства, но и жители Измаила ждали каждого информационного сообщения о событиях в Югославии. Большое мужество проявили моряки торгового флота, проходившие югославский участок во время военного конфликта, – многие из них прошли «югославскую школу» в 1993-1995 гг. 

Перед руководством пароходства, эксплуатационными подразделениями встала первостепенная задача: наладить движение на этих участках, чтобы избежать экономической катастрофы. На совещании руководителей предприятий водного транспорта Дунайского бассейна, созванном 6 апреля по инициативе президента ОАО «УДП» П.С. Суворова, были обсуждены вопросы изменения схемы движения грузов, вариантов их доставки посредством стыковки с железной дорогой. 

Чтобы не допустить значительных финансовых потерь и ухода грузов на другие линии, П.С. Суворов дал задание руководителям совместных предприятий, главагентств УДП, брокерских фирм найти приемлемую загрузку для судов, оставшихся выше югославских мостов, сохранить грузопоток на Австрию в обход Югославии, вести поиск грузов для судов на Нижнем Дунае. 

В условиях прекращения судоходства на Дунае усилились требования к эксплуатации морского флота и пассажирских судов как единственных источников дохода. Пассажирские теплоходы «Украина», «Молдавия» и «Днепр», успевшие пройти наверх до разрушения мостов, продолжили по расписанию работу на линии Пассау – Будапешт – Пассау с нормальной загрузкой. Результаты рейсов морского флота были взяты под строгий контроль, а все заработанные средства направлялись на обеспечение эксплуатационной деятельности пароходства. Совместными усилиями на предприятии была оперативно разработана антикризисная программа и выработана схема движения и доставки грузов потребителю. 

На заседании 57-й сессии Дунайской комиссии, прошедшей 13-22 апреля, было принято обращение ко всем государствам и международным организациям предпринять усилия для возобновления сквозного судоходства по Дунаю, участвовать в мероприятиях по экономической стабилизации региона и речных судоходных предприятий. После обращений руководства ОАО «УДП» к Президенту Украины Л.Д. Кучме и Верховной Раде 23 апреля было принято Постановление Правительства «О неотложных мерах по стабилизации финансово-экономического положения предприятий водного транспорта Украины в связи с военными действиями НАТО против Союзной Республики Югославии», которое должно было помочь предприятиям морехозяйственного комплекса Придунавья уменьшить экономические потери. Решались вопросы по отсрочке кредита по судам португальской постройки, помощи в освобождении морских судов пароходства, арестованных в Египте, отсрочки налоговых платежей и другое. 

Противостояние длилось 11 недель. Закончились бомбардировки НАТО 10 июня. И уже 18 июня начальник Главагентства УДП в Югославии В.А. Лещев выехал в Белград, где приступил к переговорам на совещании специализированной рабочей группы по восстановлению сквозного судоходства на Дунае. 

За эти несколько тяжелых для пароходства месяцев руководству предприятия удалось загрузить флот на Верхнем Дунае, сохранить речной флот и вывести его из зоны военных действий, полностью выплатить заработную плату. В дальнейшем предстояла длительная работа по расчистке фарватера Дуная и возобновлению свободного судоходства по реке. 

По состоянию на начало 2000 года потери ОАО «Украинское Дунайское пароходство» составили 95 млн. долларов США. Это потери экспортных, импортных, транзитных грузов, перевозок на контейнерной линии Дунай-море, от аннулирования договоров, сокращения пассажирских перевозок и снижения фрахтовых ставок на круизных дунайских линиях, простоев грузовых и пассажирских судов (заблокированный флот: 96 единиц на Верхнем Дунае, 700 единиц – на Нижнем). 

Напомним, во время югославского конфликта 1993–1995 гг. пароходство потеряло 420 млн. долларов, которые так и не были возмещены. Это был тяжелейший удар по экономике нашего предприятия, от которого оно оправилось лишь к концу 1997 – началу 1998 годов. 

Подготовила Татьяна КОТОВЕНКО. 
Фото из архива Александра КРАВЧЕНКО.
Теплоход «Волга» на якоре выше моста Нови-Сад 1257 км. 
Проводка, Нови-Сад, 12.12.1999 г.